Прошли все конституционные сроки, а правительство до сих пор до конца не сформировано. Мало того, за последние два дня и президент с администрацией, и премьер со своими заместителями умудрились до такой степени запутать ситуацию, что на вчерашнем заседании правительства Сергею Степашину пришлось быть крайне осторожным при произнесении некоторых фамилий и избегать упоминания должностей Михаила Задорнова и Михаила Касьянова.
Сочинских консультаций оказалось недостаточно, чтобы наконец определиться с ключевыми постами в правительстве. Стоило утвердить Михаила Задорнова в качестве первого вице-премьера с сохранением за ним поста министра финансов, как Кремль нарушил достигнутые договоренности и портфель министра отдал Михаилу Касьянову. В финансовых кругах хорошо известна взаимная неприязнь этих двух фигур, но о причинах столь устойчивой нелюбви Задорнова к Касьянову предпочитают не распространяться. Естественно, что такой правительственный тандем не устроил ни того, ни другого, и к вечеру среды появились слухи об отставках. То ли Касьянова, то ли Задорнова.
Это и стало причиной очередной встречи президента с премьером. В среду вечером Сергею Степашину пришлось из футбольного болельщика вновь превратиться в премьера и срочно покинуть стадион, где играли "Динамо" и "Зенит". Как утверждают источники "НГ", Степашину по новой пришлось убеждать Бориса Ельцина в необходимости сдвоить посты первого вице-премьера и министра финансов. Судя по тому, что Михаилу Касьянову пришлось отправиться в лондонскую "ссылку", где он ведет переговоры о реструктуризации долгов Лондонскому клубу, а докладчиком на заседании правительства был Михаил Задорнов, а не его оппонент, как это планировалось ранее, Сергею Степашину все-таки удалось отстоять Михаила Задорнова.
Правда, пресс-секретарь президента Дмитрий Якушкин, ссылаясь на указ Бориса Ельцина, настаивает на том, что министром финансов является Михаил Касьянов. А за разъяснениями советует обратиться к Сергею Степашину, который должен знать, кто в его кабинете является министром финансов.
Источники "НГ" утверждают, что скорее всего указ об отставке Михаила Касьянова будет подписан. Но практика последней недели не позволяет говорить об этом со 100-процентной уверенностью. Борис Ельцин настолько вошел во вкус кадровой перетасовки, что даже в его ближайшем окружении не берутся судить, каким будет следующее назначение.
Даже давно прогнозируемому назначению на пост председателя правления Пенсионного фонда Михаила Зурабова, состоявшемуся вчера, предшествовал столь мощный шквал опровержений, что до последнего момента было неясно, кому же отойдут финансовые потоки фонда. Приблизительно то же самое происходит и с ГТК. Дело дошло до того, что на вчерашнем заседании правительства это ведомство никем не было представлено. Сохраняется неясность и относительно того, кто будет курировать ВПК, который является наиболее привлекательным с точки зрения финансовых потоков, поскольку все, что касается "оборонки", проходит под грифом "секретно".
Все это усугубляется тем, что в правительстве даже не пытаются скрывать наличие конфликта между премьером и его первым заместителем Николаем Аксененко. На вчерашнем заседании кабинета Сергею Степашину пришлось поставить на место первого вице-премьера, накануне опять заявившего, что он будет курировать буквально все. Сергей Степашин напомнил, что в правительстве за все отвечает премьер. Кроме того, Сергей Степашин вопреки правительственной практике решил пригласить на субботнее обсуждение совместного заявления правительства и Центробанка председателя думского комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Александра Жукова - протеже премьера, которого изначально планировали назначить первым заместителем главы кабинета. Назвав его членом правительственной команды, "временно прикомандированным к Думе", Сергей Степашин опять-таки дал понять Николаю Аксененко: не следует слишком много брать на себя.
Вообще, Николай Аксененко ведет себя по меньшей мере странно. Даже старожилы Белого дома, видавшие на своем веку многое, не могут подобрать сколько-нибудь разумное объяснение происходящего. Предположение, что кто-то дал ему карт-бланш на ссору с премьером, не выдерживает критики. По сути, и Сергей Степашин, и Николай Аксененко являются выдвиженцами президентской администрации, вернее, ее самого сильного крыла, а посему просто обязаны находить общий язык. Да и с ходу вбивать клин между двумя ключевыми фигурами нового правительства администрации президента, проявляющей невиданную активность при формировании кабинета, нет резона.
Если же заявления, которыми Аксененко разбрасывается с момента своего назначения, делаются по его личной инициативе, то "одернуть" свежеиспеченного первого вице следовало бы уже давно. Но премьер по каким-то причинам предпочел это сделать только вчера.
Только завтра правительство РФ сможет утвердить проект заявления кабинета министров и Центрального банка "Об основных направлениях экономической политики на 1999 г." и проект письма правительства и ЦБ "О политике развития для целей третьего займа МБРР на структурную перестройку экономики". Такое решение принял на вчерашнем заседании кабинета министров председатель правительства Сергей Степашин.
Вынесенные на повестку дня вопросы рассматривались лишь в предварительном порядке. Члены кабинета министров получили документы незадолго до начала заседания правительства, хотя оба проекта были разработаны еще прежним составом кабинета министров.
Напомним, что от судьбы этих проектов зависит, выделят ли России Международный валютный фонд и Всемирный банк обещанные кредиты. Однако, по мнению экспертов, некоторые требования западных кредиторов могут весьма негативно отразиться на экономической ситуации в России. Поэтому неудивительно, что в правительстве подходят к обсуждению документов с такой тщательностью. "Этот вопрос чрезвычайно серьезен, и принятие решения может существенно повлиять на наши социально-экономические программы", - сказал Сергей Степашин. По его словам, при рассмотрении документа необходимо особое внимание уделить вопросам "снятия социальной нагрузки с населения", которая может возникнуть в результате принятия проектов.
Первый вице-премьер Михаил Задорнов в своем выступлении постарался придать обоим документам статус национальной значимости. "Ставка выполнения этих программ высока - это политическая стабильность". В случае одобрения советами директоров МВФ и ВБ этих документов, которые будут рассматриваться ими уже после принятия российским правительством, можно будет вести речь об отсрочке платежей России Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов в течение ближайших двух лет на сумму 16 млрд. долл., сказал Михаил Задорнов. В то же время должен решиться вопрос о предоставлении России в форме прямого финансирования кредитов на сумму 7,5 млрд. долл. со стороны МВФ и ВБ в течение ближайших 18 месяцев, добавил он.
Что касается самой сути документов, то, по словам Михаила Задорнова, проект заявления правительства и Центрального банка об основных направлениях экономической политики на 1999 г. предусматривает меры в четырех основных сферах: налоговая и бюджетная политика и увеличение доходов бюджета; структурная реорганизация в экономике и увеличение доли денежных расчетов с естественными монополиями (это прежде всего ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и МПС). Кроме того, речь идет о постепенном удалении неплатежей из экономики и борьбе с бартером.
Какой взгляд на эту проблему имеет председатель Центрального банка РФ, прессе, к сожалению, не удалось узнать, потому что Виктор Геращенко попросил не показывать его журналистам. Свою просьбу председатель ЦБ аргументировал тем, что в прошлый раз после его выступления на заседании правительства появилась не совсем точная информация по вопросу о планах ЦБ насчет отзыва лицензий у коммерческих банков. "Я говорил о шести, а в машине еду, слышу уже 22", - сказал он. Не исключено, однако, что отключение мониторов вызвано боязнью выдавать на журналистскую братию диалог, в котором одна из участвующих сторон может явно продемонстрировать уровень профессионализма.
Готовность принять все требования МВФ Михаил Задорнов продемонстрировал и на пресс-конференции, состоявшейся по итогам заседания правительства. Он сообщил, что Центробанк готов отказаться от проведения двух торговых сессий на Московской межбанковской валютной бирже. Вместе с тем Задорнов заявил о готовности снять запрет для иностранных банков на покупку валюты с рублевых корреспондентских счетов. Оба эти пункта, между прочим, зафиксированы в требованиях МВФ и содержатся в совместном заявлении правительства РФ и Центробанка. Однако, по мнению экспертов, эти требования способны вызвать резкий рост курса доллара, что может самым негативным образом сказаться на экономической ситуации в России.
|