На днях в грузинской газете "Сакартвелос Республика" ("Республика Грузия") появился очень интересный текст: "Правда о Георгиевском трактате". Его тут же разместил сайт "Грузия Online", явно не чуждый нынешним властям Тбилиси. Запевка статьи несколько смутная: "Предлагаем вам результаты исследований исторического института Грузии, которые передала нам бывшая сотрудница издательства "Ганатлеба" госпожа Нинели Сабашвили. Этот материал распространился в то время, когда Грузия в последний раз праздновала принятие Георгиевского трактата"...
И далее следует изложение сочинений "История грузинского народа" в нескольких томах. Рефрен везде один: Георгиевский трактат - роковая ошибка добродушных грузинских правителей, доверившихся коварным русским императорам. От северного соседа Грузия всегда получала лишь черную неблагодарность в ответ на добро, а затем и вовсе лишилась каких-либо атрибутов суверенности. "В следующих главах, - читаем изложение, - академик Иване Джавахишвили описывает катастрофическое ухудшение политического положения Грузии после подписания трактата: активизацию внешних врагов, игнорирование Россией своих же договоров, брошенную Россией в долгах Грузию, опустошение Ага-Махмад-ханом Грузии, полное свержение царства и, наконец, аннексию со стороны России".
Невольно подумаешь: может, здесь что-то напутали? Грузинский историк и востоковед Иване Джавахишвили был одним из основателей Тбилисского университета, за год до смерти, в 1939-м, стал академиком АН СССР. Вряд ли в те времена он был оппонентом другого известного грузина, обосновавшегося в Кремле. С историком Джавахишвили уже была путаница: его портрет на купюрах достоинством в 5 лари, которые печатали в Нидерландах (на родине жены нынешнего грузинского президента Саакашвили), подписали другим именем - однофамильца и классика грузинской литературы Михаила.
Зачем нынешнему Тбилиси понадобилось "новое прочтение" российско-грузинской истории, предельно ясно. Саакашвили и его команда пытаются создать образ гордого народа, переносившего лишения и унижения от сильного соседа, но наконец освободившегося из-под ига, воспрянувшего и заведшего новых и истинных друзей - в просвещенной Европе и передовой Америке. Все нынешние трудности перехода от "российского варварства" к "стандартам мировой цивилизации" легко объяснить зломыслием и коварством наследников рухнувшей империи, нелегкая доля быть соседкой которой выпала Грузии. И появившийся "трактат о трактате" подводит необходимую "историческую базу" резкой смены вех, на которую пошел Тбилиси еще при Шеварднадзе.
Память, конечно, не у всех крепкая. Но ответственные исследователи даже в Америке признают тот факт, что при советской власти - в послевоенные годы и в последние десятилетия СССР - в Грузии был самый высокий уровень доходов и жизни по сравнению с другими советскими республиками. Еще бы! Огромная страна, значительная часть которой расположена за Полярным кругом, ежегодно выезжала к единственному доступному по тем временам теплому морю, отвозя отложенные на отпуск деньги в солнечную Грузию. А другую значительную часть заработанных денег советские люди тратили на чудные фрукты, которые выращивали в той же Грузии.
В начале 90-х грузины стали строить новую жизнь - демократическую и без "московской указки". Увы, без насилия и крови это у них не получилось. А у россиян возникла возможность ехать летом в Турцию или Грецию, где по крайней мере не стреляли. Свое относительное благополучие советских времен грузины быстро растеряли. И по-прежнему считали, что кто-то другой в этом виноват.
Кстати, во вступлении к Георгиевскому трактату отмечалось, что император "великодушно соизволил" освободить грузин от рабского ярма и унизительных обязательств". А уже в советские времена взошедший на партийный престол Сталин "соизволил" не подвергать Грузию, как все другие республики СССР, насильственной и поголовной коллективизации.
В годы горбачевской гласности с невероятным успехом шел пафосно-символический фильм грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Была там такая киношная метафора: сгинувший злодей-предок не дает покоя главному герою - закопают труп супостата в землю, а он на следующий день опять возле дома лежит. И длился этот кошмар, пока отчаявшийся герой не выкопал предка из могилы и не сбросил в пропасть. Метафора сильная, но сомнительная. Хотя революционерам "отречься от старого мира" - сущие пустяки.
Утвердится ли новое прочтение старинных трактатов как "каноническое" в грузинской историографии? Перепишут ли школьные учебники в Тбилиси согласно новым указаниям? Что сделают с именами великих грузин, вписавших свои имена в нашу общую историю? Посмотрим.
Из газеты "Сакартвелос Республика" (Республика Грузия):
"При Теймуразе II и Ираклии II продолжались дипломатические отношения с Россией, но, к сожалению, и эти последние не сделали полезных выводов из горького опыта Вахтанга II и других грузинских царей. Снова, надеясь на поддержку русской армии в борьбе с Османской империей и Персией, они продолжали дипломатические отношения с Россией. Русское правительство, правда, прислало генерала графа Тотлебена с армией, царь Ираклий II с надеждой пошел в атаку на шахскую крепость в 1770 году, но неожиданно Тотлебен ему изменил и оставил его на поле битвы. Только военный талант Ираклия и его отвага спасли Грузию от уничтожения".
"Да, Грузия тогда подошла к краю уничтожения, но кто сейчас во все стороны кричит, что "Россия спасла от уничтожения Грузию", тот должен знать и то, что опасность уничтожения создавалась из-за коварной и предательской политики самой же России... В 12-м параграфе трактата сказано, что изменения и дополнения в этот договор можно вносить только с согласия обеих сторон. Но последующие российские цари, Павел I и Александр I, трактат не только изменили в одностороннем порядке, но и вообще упразднили. По словам академика Ив. Джавахишвили, Александр I Манифестом от 12 сентября 1801 года, который фактически растоптал трактат, упразднил царство в Грузии и совершил ее аннексию, фарисейски объявил, что этот акт продиктован большим желанием благополучия Грузии. Но красивые слова не могли развеять впечатление, что поведение российского правительства - это ужасное лицемерие, нарушение клятв и насилие, и ничего более".
"Запретить эти произведения Ив. Джавахишвили мог только тот, кого пугает историческая правда, кто замыслил скрыть от грузинского народа те тяжелые преступления, которые совершила Россия против него, кто замыслил реабилитировать захватничество, фальсификацию истории: ложь и насилие представить как "братство" и "дружбу", а захват Грузии объявить "добровольным вхождением в состав российского государства".
Из книги грузинского историка Нодара Асатиани "История Грузии" (издательство "Ганатлеба", 2001 г.)
"В 80-х годах ХVIII века резко изменилось отношение к Грузии со стороны правящих кругов России. После того как Россия распространила свое влияние на Крым и ее границы стали почти примыкать к Кавказскому хребту, в императорском дворе явно усилился интерес к Закавказью. Если до сих пор к просьбам грузинских царей активно вмешаться в дела кавказских государств русские политики относились прохладно, то сейчас положение изменилось... В резиденции Ираклия II частыми гостями были русские государственные деятели, послы, путешественники. Они советовали Ираклию заключить союз с Россией. Ираклий II такой поворот дела встретил благосклонно... 21 декабря 1782 года царь официально попросил у русского царя покровительство. Этот факт для внешней политики русского правительства был весьма желательным. Императорский двор не замедлил делом доказать свою благосклонность к Ираклию... Испугавшись русских, Фатали-хан, правитель Кубинского ханства, отменил уже подготовленный военный поход против Картли-Кахетии. Из Грузии в Россию были отосланы "просительные пункты", в которых были сформулированы условия вхождения под покровительство России".
"Если бы не было Георгиевского трактата, то Грузии вообще могло бы не существовать!"
Из дискуссии "Георгиевский трактат и его последствия", проведенной на грузинском сайте www.nukri.org
Contra:
- Что касается Георгиевского трактата (ГТ), то он просуществовал 12 лет, до 1795 года, когда Ага-Мохамед сжег Тбилиси. Именно в 1795 году, когда Россия никак не помогла Грузии, ГТ превратился в филькину грамоту. Так что последствие одно - сгоревший и разоренный Тбилиси.
А в 1801 году Россия бы все равно оккупировала Грузию - с трактатом или без, не имеет разницы. Нашли бы другую причину. Ведь остальную Грузию Россия оккупировала без всяких трактатов.
Pro:
- Насколько я знаю, часть грузинских земель (и соответственно грузин) была захвачена Турцией. Подскажите мне хотя бы одно грузинское имя, которое бы было просто известно в Турции! Ну, примерно как в России почитают полководца князя Багратиона или знают грузина Джугашвили...
Вообще, отдельные царства и княжества, существовавшие на территории современной Грузии, так лихо растворились в Российской империи, что после ее распада получилось почему-то единое независимое государство Грузия. Вот так все бы растворялись!
Многие сыны Грузии являлись славой Российской империи, но ни один грузин не известен никому ни в Иране, ни в Турции. Такая же судьба и ждала бы всех грузин, если бы их мудрые предки не заключили Георгиевский трактат.
Понятно, что если бы не было Георгиевского трактата, тогда Грузия вообще уже могла бы не существовать.
Можно сколь угодно долго умиляться наличию в Иране или Турции единичных энтузиастов, сохранивших некий грузинский дух, но история ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нам доказала, что таковой сценарий (полной ассимиляции и исламизации) был уготован ВСЕЙ Грузии. И помешал этому сценарию именно Георгиевский трактат.
Как оценивают значение битвы историки?
Доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории, заведующий Центром истории русского феодализма Николай Рогожин:
- Куликовская битва - это настолько важное событие в российской истории, то я более чем положительно отношусь к предложению тульских депутатов. Накануне ордынского нашествия на террритории Руси было 50 княжеств! Именно перед военной опрасностью возникла новая идеология единодержавия. Эта патриотическая традиция и связь времен идет буквально до наших дней - в Великую Отечественную войну образ Дмитрия Донского вдохновлял наших бойцов на борьбу с захватчиками.
Глеб Носовский доцент МГУ, соруководитель (вместе с Анатолием Фоменко) научного направления "Новая хронология":
- Есть вопросы, на которые классическая история не дает ответа. Рельеф местности в устье Непрядвы и Дона не соответствует описаниям битвы - непонятно, например, где там мог скрыться засадный полк? Место, считающееся "Красным холмом" (ставкой Мамая), - просто небольшая возвышенность в 13 км (!) от устья Непрядвы: как оттуда управлять полками? Изучение вопроса привело нас к выводу: битва была, но в другом месте - на московских Кулишках (нынешние Яузские ворота). И дрались там не русские с татарами в современном понимании. 600 лет назад произошел крупнейший разлом в тогда еще единой империи от Западной Европы до Индии. Он принял форму борьбы за единовластие между царем и главным военачальником, на Кулишках произошла основная схватка. У нас событие известно как Куликовская битва, в историях других народов оно именуется и датируется иначе. По сути проигравших в битве сегодня нет. Мы все - потомки победителей.
Петр Образцов
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС
Как еще можно переписать историю Грузия-Россия?
Признать Сталина палачом, оккупировавшим Россию: 47%
Объявить "Мимино" вредной картиной и запретить к показу: 4%
Переименовать станцию метро "Багратионовская" в "Бонапартовскую": 6%
Заставить Церетели сменить фамилию на Иванов: 20%
Переименовать хачапури в "ватрушку", хинкали - в "пельмени": 23%
В опросе приняли участие 1672 человека
|