22 августа, в День российского флага, директор Института экономики переходного периода, один из создателей партии «Союз правых сил» Егор Гайдар прочитал партийным активистам и сторонникам лекцию под названием «Трагический и судьбоносный период в новейшей российской истории, связанный с развалом СССР и последовавшими за этим событиями». Отец экономических реформ 90-х годов прошлого века сравнил провал путча ГКЧП с победой в Бородинской битве в Отечественной войне 1812 года.
Он в корне не согласен с утверждением некоторых политиков и экспертов о том, что августовский путч ГКЧП якобы носил опереточный характер. Г-н Гайдар напомнил о событиях 1989 года в Китае на площади Тяньаньмэнь, когда миллионы людей выступили против коммунистического режима, а режим в ответ раздавил их танками. «Убежден, что эту историю знали и защитники Белого дома. Знали, что подобное может повториться и у нас. Десятки тысяч людей пришли к Белому дому умирать», -- отметил Егор Гайдар. И добавил, что в дни августовского путча ему «пожалуй, впервые за долгие годы было приятно осознавать себя гражданином страны, потому что страна доказала свое право быть свободной».
Егор Гайдар назвал опасным последний день путча. «Толпа, которая собралась у Белого дома, была совсем другая. Эти люди пришли не умирать, а порадоваться падению режима. Это очень опасная толпа. А на Лубянке в это время раздавали гранаты, проверяли готовность пулеметов на крышах. Могла быть кровавая баня. И я благодарен людям, которые помогли этого избежать и перевели все в невинный демонтаж памятника Дзержинскому», -- сказал реформатор.
Егор Гайдар презентовал собравшимся свою новую книгу «Гибель империи: уроки для современной России». Он сказал, что цель книги -- пролить свет на роль реформаторов в российской истории и истинные причины развала Советского Союза. Г-н Гайдар отметил, что крах СССР был предрешен. И приговор сверхдержаве был подписан вовсе не в августе 1991 года, а еще 13 сентября 1985 года. «В этот день Саудовская Аравия заявила, что прекращает политику сдерживания мировых цен на нефть, увеличив ее производство в четыре раза, в результате чего цены рухнули», -- сказал Егор Гайдар.
По словам г-на Гайдара, у руководства бывшего СССР в этой ситуации было три варианта действий. Первый вариант предусматривал полный отказ от импортного продовольствия, что означало фактическое введение карточной системы в стране. Второй вариант -- резко сократить военные расходы, капитальные вложения, остановить ряд заводов, увеличить экспорт титана, никеля, стали и так далее. Однако это, по словам экономиста, было чревато серьезным конфликтом внутри политической элиты, на что власть пойти не могла. Третий вариант подразумевал роспуск восточноевропейской империи, то есть прекращение помощи странам социалистического лагеря. Как отметил Егор Гайдар, это также означало бы «вынесение политического приговора системе». Поэтому «руководство страны приняло мужественное решение: закрыть глаза на происходящее в надежде, что все само собой устаканится», горько иронизировал лектор.
Между тем падение цен на нефть продолжалось 17 лет. Советский Союз начал занимать у других стран деньги, а потом и просить гуманитарную помощь. Ситуация со снабжением зерном стала взрывоопасной. После применения силы в Прибалтике СССР отказали в иностранных кредитах. «Горбачев метался от союза с Ельциным к уступкам силовикам. Дальше пришел ГКЧП, который считал, что Горбачев не может применить силу, чтобы сохранить власть, значит, он слабак. Но за три дня выяснилось, что дело не в Горбачеве, а в изменившейся стране. Гэкачеписты сами оказались слабаками, потому что вышли не из революции, а из нескольких поколений бюрократии», -- подытожил Егор Гайдар.
|