"Челябэнерго" (дочернее предприятие энергетического монополиста РАО "ЕЭС России") может обесточить в ближайшие дни Южно-Уральскую железную дорогу (ЮУЖД). Разумеется, в наказание за долги. Заместитель генерального директора региональной энергокомпании Сергей Суходеев сообщил, что такой приказ получен от зампреда РАО "ЕЭС" Михаила Абызова.
ЮУЖД и еще девять крупнейших региональных предприятий, таких, как АО "Мечел", "Магнитогорский металлургический комбинат", НПО "Маяк" и др., будут находиться под особым контролем РАО "ЕЭС". Но под санкции первыми рискуют попасть именно железнодорожники. ЮУЖД задолжала "Челябэнерго" около 123 млн рублей. Исполнение приказа руководства РАО "ЕЭС" об отключении электричества руководству Челябинской области пока что блокировать не удалось. В настоящее время между местной администрацией и РАО "ЕЭС" идут переговоры. Однако договориться будет сложно. Выполнить условия энергетиков - платить за электроэнергию 100% "живыми" деньгами - практически невозможно. И в лучшие времена этот показатель в расчетах ЮУЖД не превышал 35%.
Похоже, РАО "ЕЭС" сознательно идет на конфликт с Министерством путей сообщения и ситуация с ЮУЖД лишь только повод, чтобы обратить внимание правительства на намечающееся противостояние двух монополистов. По информации пресс-службы РАО "ЕЭС России", предприятия МПС, задолжавшие энергетикам около 1 млрд рублей, не выполняют своих обязательств в рамках двусторонних договоренностей. Согласно протоколу, подписанному 24 марта главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом и министром путей сообщения Николаем Аксененко (ныне первым вице-премьером России), железнодорожники обязались гасить свои долги, предоставляя энергетикам скидки за транспортировку топлива для электростанций. Вместе с тем эти льготные транспортные контракты не могут покрыть всей задолженности железнодорожников, которая постоянно увеличивается.
Строгое выполнение договоренностей особенно важно для энергетиков именно сейчас, когда проходит основной этап подготовки электростанций к зиме. В настоящее время создаются аварийные запасы, и, по информации из регионов, график реализации топливной кампании выполняется с отставанием. Основная причина задержек традиционна - отсутствие денег.
Выбор РАО "ЕЭС" вполне обоснован: железнодорожная отрасль по сравнению с другими, похоже, обладает лучшей финансовой устойчивостью, что позволяет ей в нынешних условиях идти на снижение тарифов на свои услуги. Более того, Николай Аксененко хочет, чтобы примеру железнодорожников следовала вся экономика. Напомним, что именно первый вице-премьер выступил инициатором заключения картельного соглашения о сдерживании цен и тарифов.
Николай Аксененко, показавший себя ярым сторонником ценового госрегулирования, не собирается останавливаться на достигнутом. Во время недавней поездки в Приморье первый вице-премьер очень возмущался непомерными энерготарифами региональной компании "Дальэнерго" и говорил о необходимости их снижения. Тарифы в Приморье действительно одни из самых высоких в России. Однако не в последнюю очередь из-за того, что доставка топлива для электростанций в этот регион по железной дороге обходится очень дорого.
|