Счетная палата установила: МПС под руководством Николая Аксененко нанесло ущерб железнодорожной отрасли в размере 490,1 миллиона рублей. Потери в валюте уточняются.
Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественной железной дороги - операция "Рельсовая война". На своей - не на оккупированной - территории для паралича на магистралях ни взрывчатки, ни героизма не требуется.
Нет потребности и в партизанах. В МПС России во времена правления Николая Аксененко партизан успешно заменили руководители главного железнодорожного ведомства страны. После изучения материалов Счетной палаты по проверке деятельности "верхушки" министерства иные, более светлые ассоциации даже при всем желании не возникают.
Откуда им взяться? Если "кредитно-финансовая деятельность руководства министерства не оказывала влияния на улучшение финансового состояния железнодорожного транспорта". И "создавалась благоприятная почва для различного рода злоупотреблений".
Цифры нагляднее слов. "Общая сумма неправомерно и неэффективно использованных средств составила более 350 миллионов рублей". "Материальный ущерб, причиненный отрасли неправомерными и экономически нецелесообразными действиями руководителей министерства и железных дорог, составляет 490,1 миллиона рублей". При этом "численность центрального аппарата министерства была увеличена на 270 единиц с дополнительным годовым фондом оплаты труда в 7,5 миллиона рублей".
Главный вывод парадоксален - не деньги, оказывается, главное для крупнейшего транспортного монополиста страны. Иначе как объяснить, к примеру, введение системы тарифных скидок на перевозки угля и минеральных удобрений. Коммерческие структуры, получившие эти льготы из рук руководителей МПС, богатели, а железные дороги тем временем несли убытки. В 1998 году льготы, предоставленные на экспортные перевозки угля ОАО "ПФГ "Росвагонмаш", обошлись дорогам в 13 миллионов 650 тысяч долларов. Общая же сумма недополученного железнодорожниками дохода только в рублях превысила 300 миллионов.
Трудно объяснить такую "щедрость" МПС. Особенно если учесть, что долги отрасли правительству Российской Федерации, по самым скромным подсчетам, достигли к 1999 году 5 миллиардов рублей.
Еще один парадокс? Только для непосвященных. Дело в том, что компании, удостоившиеся таких поблажек, находились с МПС в родственных отношениях. Как в прямом, так и в переносном смысле. И группа компаний "Трансрейл", и "ПФГ "Евросиб", и "ПФГ "Росвагонмаш" были созданы по инициативе руководителей министерства, которые поставили во главе этих структур своих родственников.
Нет, не зря называли журналисты МПС "министерством детей, жен и племянников". Этот подтвержденный Счетной палатой факт еще месяц назад с яростью отрицала железнодорожная элита. Но тем не менее успешный "семейный подряд" приносил эмпээсовским руководителям по крайней мере моральное удовлетворение.
А что взять с тех участков железной дороги, по которым не идут вагоны с углем, нефтью, металлами? Мало ли у нас мест, где полотно летом зарастает травой, а зимой заносится снегом. Так что нечего удивляться спокойной реакции Николая Аксененко на долги своего племянника Сергея Аксененко - гендиректора "ПФГ "Евросиб" - Балтийскому банку, измеряемые в миллионах рублей и сотнях тысяч долларов. Подумаешь, задерживал Балтийский банк из-за долгов племянника деповцам какой-то Медвежьей горы зарплату. Ну и что? Не маленькие ведь, перетерпели.
И что такое любовь к железной дороге? Идеализм, толстовские штучки. Не сама же дорога приносит прибыль, а команда. За один только 1998 год Николай Аксененко снял с работы трех заместителей министра, полностью поменял все руководство Октябрьской железной дороги. Среди их преемников было немало и тех, чье знакомство с транспортной спецификой ограничивалось разве что путешествиями в комфортабельных купе.
Росчерк пера иногда страшнее динамита...
P. S.: Сообщение в Генпрокуратуру о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности руководства МПС содержит девять пунктов. Представления с итогами направлены председателю правительства, министру финансов, министру по налогам и сборам. Но те, кого волнует дальнейшая карьера Николая Аксененко, могут успокоиться: как правило, только политическая целесообразность становилась причиной отставки, а отнюдь не выявленные Счетной палатой нарушения.
|