Скандал вокруг руководства одной из крупнейших компаний России - "Транснефти" достиг своего апогея. В минувший понедельник первый заместитель председателя правительства Николай Аксененко в экстренном порядке поручил министру топлива и энергетики Виктору Калюжному и руководителю Мингосимущества Фариту Газизуллину принять меры по досрочной отставке главы "Транснефти" Дмитрия Савельева. Предполагалось, что для этого за один вечер будут проведены заседания госпредставителей в компании, а также внеочередное общее собрание ее акционеров.
Вчера Дмитрий Савельев попытался предпринять ответные шаги против действий своих оппонентов. Он не только заявил о том, что считает незаконными попытки отстранения его от должности, но и бросил камень в сторону своих критиков. По его словам, коллегия представителей государства "проходила в закрытой форме", и ее решение до него доведено не было. Савельев сообщил, что о событиях, происходящих вокруг "Транснефти", уже доложено премьер-министру Владимиру Путину.
Однако уже в середине вчерашнего дня события вновь пошли по негативному для Савельева сценарию. После неудачной попытки заместителя главы Минтопэнерго Владимира Станева пообщаться в приватной обстановке с Дмитрием Савельевым компанию почтил своим присутствием сам Виктор Калюжный. Он вручил президенту "Транснефти" протокол "годового" (хотя на самом деле внеочередного) общего собрания акционеров с решением о досрочном прекращении полномочий Дмитрия Савельева и о назначении на его должность вице-президента "ЛУКОЙЛа" Семена Вайнштока.
Вообще у нынешней попытки смены главы "Транснефти" есть достаточно неудачный прецедент. Еще в конце мая, по словам наблюдателей, круги, близкие к Министерству топлива и энергетики, распространяли слухи о скорой отставке Дмитрия Савельева, место которого должен былз анять вице-президент "ЛУКОЙЛа" Семен Вайншток. И хотя лукойловский менеджер предпочел остаться в информационной тени, заявив, что "там, где начинаются сплетни, заканчивается Вайншток", итог борьбы с главой Минтопэнерго едва ли не стал для руководителя "Транснефти" фатальным. Как утверждают высокопоставленные источники "НГ" в околоправительственных кругах, тогда главу "Транснефти" спасло исключительно расположение тогдашнего премьер-министра, чуть ли не лично отдавшего распоряжение "не трогать Савельева".
Сейчас ситуация изменилась. С уходом Сергея Степашина позиции Дмитрия Савельева несколько пошатнулись. Однако пошатнулись позиции и у его наиболее последовательного оппонента - министра топлива и энергетики Виктора Калюжного, довольно быстро теряющего в глазах как некогда импонировавших ему нефтяных, так и политических "генералов". Немногим лучше положение и первого вице-премьера Николая Аксененко, слухи о скорой отставке которого вот уже полмесяца навязчиво сотрясают информационное пространство.
Нынешний глава "Транснефти" действительно не устраивает многих нефтяников. Наиболее веской и очевидной причиной конфликта между компаниями стал активно лоббировавшийся компанией проект строительства Балтийской трубопроводной системы, финансирование которого осуществляется за счет взимания инвестиционного экспортного тарифа с других нефтяных корпораций. Это вызвало неприятие их руководителей. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, БТС может составить конкуренцию проекту западного трубопровода, в котором напрямую заинтересован "ЛУКОЙЛ".
Впрочем, у предполагаемой отставки главы "Транснефти" есть и объективная подоплека, косвенным проявлением которой вполне могли стать и публикации "НГ", тщательно следившей за коммерческой деятельностью компании, в частности, за подробностями смены ее аудиторов (см. "НГ-политэкономия" N 12). Возможность высказать свою позицию получили обе конфликтующие стороны. Вполне вероятно, что эти публикации также повлияли на решение первого вице-премьера.
Спешность, с которой Николай Аксененко подписал фактическое распоряжение об отстранении Дмитрия Савельева, имеет под собой вполне логичное объяснение. Дело в том, что в отсутствие Владимира Путина все документы от имени премьер-министра подписывает первый вице-премьер, чем с подачи Калюжного (который направил в адрес Аксененко соответствующую просьбу), видимо, и не замедлил воспользоваться Николай Аксененко.
Однако такое предположение может выглядеть единственно верным лишь на первый взгляд. В реальности же события могли развиваться по трем сценариям.
Согласно первому из них отставка Савельева могла быть согласована с премьер-министром в ходе позавчерашнего телефонного разговора с Николаем Аксененко. В этом случае вчерашнее решение собрания акционеров могло быть просто сделано руками первого заместителя председателя правительства. Если этот сценарий верен, то отставка руководителя "Транснефти" продиктована желанием Кремля уменьшить финансовую базу правой коалиции, пользовавшейся, по мнению наблюдателей, традиционной поддержкой Савельева.
Согласно второму сценарию отставка Дмитрия Савельева является результатом личной инициативы Николая Аксененко и Виктора Калюжного. В этом случае самовольное отстранение от власти руководителя одной из крупнейших российских компаний бросает вызов Владимиру Путину, которому предстоит доказывать свою политическую устойчивость.
Впрочем, возможен и третий вариант. Спорную с правовой точки зрения отставку Савельева (сам Савельев полагает, что она незаконна, а Владимир Станев обосновал ее юридически) можно рассматривать как желание вывести из безвыходного политического тупика карьеру Виктора Калюжного и Николая Аксененко, для которых выигрыш "Транснефти" мог бы стать последней надеждой сохранить имидж государственников и свои посты в правительстве.
|