Обнесенный древней зубчатой стеной с бойницами Старый город Иерусалима охватывает площадь всего один квадратный километр. Он занимает микроскопическую часть современного города. Вплоть середины XIX века новое строительство в Иерусалиме было ограничено старыми крепостными стенами. Все городские ворота закрывались с наступлением темноты, оставаться за пределами города было опасно: жители окрестных арабских деревень зачастую не брезговали разбоем на дорогах. После образования же государства Израиль и аннексии Иерусалима, началось широкомасштабное строительство новых кварталов вне городских стен, а общая численность жителей к настоящему времени перевалила за 700 тысяч. Но именно в Старом городе бьется сердце Святой Земли.
Пройдем в квартал, где веками живут последователи Иисуса - в основном арабы - через Яффские ворота. Здешняя христианская община исконно была неоднородной. При апостолах она состояла в основном из евреев, и немногих обращенных из язычников. С принятием христианства в Византии, наибольшим влиянием здесь стала пользоваться греческая православная община, к которой и поныне принадлежит значительная часть жителей квартала. Но арабы здесь традиционно в большинстве.
Минуем нескончаемые торговые ряды восточного базара с его неистребимым ароматом пряностей, роскошными коврами, чеканными блюдами и кальянами. Особая статья доходов здешних торговцев - продажа сувениров паломникам. Изготовленные из оливкового дерева кресты, красочные открытки с видами библейских мест, перламутровые раковины с тонко выточенными сценами рождества Христова - все это хозяйство разложено прямо на земле, громоздится на прилавках и развешено на стенах многочисленных торговых лавок. В надежде опустошить кошелек туриста прежде, чем это успеют сделать за него другие, торговцы оглашают окрестности истошными призывами, хватают покупателя за рукав, предлагая "лучшую во всем Иерусалиме" цену.
Как же живется здешним христианам? Судите сами - последние пол века библейские места, не переставая, лихорадит от жестокого арабо-израильского конфликта. При этом, разумеется, крепко достается и христианам, оказавшихся между двух огней. Едва в 1948 году англичане ушли из Святой Земли, и ООН провозгласила создание еврейского и палестинского государств, последние тут же схватились друг с другом. Как это выглядело на практике, можно узнать из выразительных записок, которые оставила, ставшая очевидцем боев за Иерусалим русская монахиня: "утром 15 июля ушли англичане из Иерусалима, а мандат сдавался только в полночь. Евреи, не дождавшись полуночи, стали захватывать и продвигаться: начались взрывы и ожесточенная стрельба. И, прежде всего вокруг нашей миссии и собора. Молились мы горячо. Пули летали, как мухи по нашему саду, особенно по ночам. Наконец, арабские войска подошли с орудиями, броневиками, митральезами и пр. Какие-то новые орудия войны. Мы их различаем только по странным их звукам, но что за выдумка военной механики - не знаем. Шум поднялся невообразимый. Ведь мы в Гефсимании - перед Святым Градом виз-а-ви Мечети Омара, а дальше за ним еврейская часть старого Иерусалима с его двумя синагогами и с обширными куполами. И вот началось. Пушки стреляли по еврейским синагогам, куда, пренебрегая своими местами молитвы, забралась хагана (боевой отряд евреев), как в форт и оттуда стреляли во все стороны. На наш сад сыпались тысячи пуль. Больше разрывных "дум-дум". Всюду на дорогах, на лестницах, на паперти, у келий сестер и вокруг - всюду падали пули и осколки. Но дивно хранил Господь всех. Но евреи засели в соседних арабских местах и, главное, заняли христианские церкви, школы и больницы, обратя их в форты, так что арабским войскам пришлось стрелять по церквам. Ужасная жестокая система хаганы стали занимать церкви и благотворительные учреждения. Срывали флаги Красного Креста, не считаясь ни с чем. В это время погибло 8 русских людей мужчин и женщин, которые остались в так называемом "Русском дворе". Их бомбами убили арабы, приняв их за евреев, т.е. все арабы убежали уже раньше из своих домой по соседству. В Русской Миссии - главный еврейский штаб. Надо надеяться, что там более дисциплины, и наши храмы, Господь оградит. Хотя большой купол уже пробит и на крыше его песочные мешки. Через шесть дней ждут возобновления военных действий с большей силой".* (Трагедия русской духовной миссии в Иерусалиме ("Православная Русь", 1 июля 1948).
Вы думаете, что сейчас что-то изменилось? Лишь в одном - если тогда евреи и арабы лупили друг по другу из митральез да броневиков, то сейчас используют более совершенные средства убийства. Результат же с точки зрения христиан, неизменен - они опять оказываются "крайними". Достаточно вспомнить захват в 2002 году палестинскими боевиками древней базилики Рождества в Вифлееме и последовавшую за этим карательную акцию израильтян, в ходе которой пострадала русская паломническая гостиница. В 2003-2004 гг. десятки семей из расположенных неподалеку от Иерусалима селений с преимущественно православным и католическим арабским населением - Бейт-Сахура и Бейт-Джала вынуждены были, бросив все, бежать. А ведь Бейт-Джала, "село Бежалово", как звали ее попросту наши паломники, хорошо известна в летописях Русской Палестины. В 1866 году архимандрит Антонин (Капустин), назначенный начальником Русской Духовной Миссии в Святой Земле, приобрел участок земли в Бейт-Джале и устроил здесь православную школу для арабских детей. Деньги для строительства и содержания школы дала сама императрица Мария Александровна, супруга Александра II. Вскоре на ее основе Императорским Православным Палестинским Обществом (ИППО) была открыта Бейт-Джальская женская учительская семинария, готовившая учительниц для сельских школ Палестины. Влияние России в этих местах было таково, что одна только передача ключей от православных католикам в вифлеемском храме Рождества, стало причиной начала Крымской войны 1853-1856гг. В наши дни, когда Россия называет себя "сверхдержавой", беззащитные христианские деревни стали объектом регулярных обстрелов, как с израильской, так и с палестинской стороны. И никому до этого нет дела.
Что касается Бейт-Сахура, то больше всего там пострадали жители, проживающие вблизи армейской базы Шедма. Несмотря на палестино-израильское перемирие, эта база постоянно подвергается атакам боевиков. В ответ солдаты ЦАХАЛа со спокойной совестью "утюжат" окружающие, преимущественно населенные христианами деревни, особо не вникая спрятались ли там мирные жители или же находятся только боевики. В итоге получили повреждения более 140 принадлежащих православным и католикам домов. Это вынудило их обитателей поскорее оставить деревню и искать спасения у родственников в Иерусалиме, Вифлееме, других городах. Члены одной из семей, рассказали корреспонденту газеты "Итон Иерушалаим", что их дом силой захватили палестинские "партизаны" и начали вести из него прицельный огонь по израильской военной базе. "Мы пытались поговорить с боевиками, но они твердили, что наши проблемы их не волнуют. Даже если дом будет из-за перестрелок разрушен - им все равно", - сообщил отец семейства. Другие жители, попытавшиеся защитить свои жилища от захватов, были жестоко избиты. Такую же тактику прикрытия "щитом" из мирных жителей, как известно, взяли на вооружение и чеченские террористы.
В Старом городе сейчас война не идет - израильтяне и палестинцы в декабре 2004 года подписали "худну" - временное перемирие. Тем не менее, и здесь христианский мир озабочен стремительным сокращением числа своих единоверцев. По словам советника мэра города по делам религиозных общин Моти Леви, христианском квартале Старого города, несмотря на малочисленность, община не ощущает себя меньшинством, благодаря поддержке остального христианского мира. А вот в Восточном Иерусалиме, среди арабов-мусульман, им жить действительно тяжело. Не желающих воевать с евреями последователей Иисуса их палестинские соотечественники клеймят как на "предателей". Особенно ситуация ухудшилась после вторжение США, Великобритании и их союзников в Ирак. На Востоке эта агрессия была воспринята как новый "крестовый поход" Запада против мусульманского мира. А отыгрываются исламисты, как и в былые времена на своих же братьях по крови, только крещеных, рассматривая их как "пятую колонну".
Как отмечает Леви, большинство сувенирных лавок в Восточном Иерусалиме, традиционно принадлежавших христианам, уже обрели хозяев-мусульман, а если нет, то платят дань рэкетирам. Защиты им ждать неоткуда, потому что израильской полиции до таких тонкостей, тем более в арабской части города, куда стараются вообще не соваться, нет и дела. В старом городе Иерусалима живет 18 000 мусульман и только 5000 арабов-христиан: десятилетие назад последних было в два раза больше. Большинство их предпочитают, махнув на все рукой эмигрировать. И это сейчас, в период очередного "перемирия", которые как показывает практика, на Ближнем Востоке бывает очень не долгим. Посещение Израиля и Палестинской автономии оставляет устойчивое впечатление затишья перед большой бурей. Значит, христиане и дальше будут ложиться под паровой каток арабо-израильского противостояния, которое добавим, все больше скатывается в пропасть ядерного противостояния. За правду о подготовке Израиля к ядерной войне и за переход из иудаизма в христианство после двух десятков лет тюрьмы продолжает преследоваться принявший израильтянин Мордыхай Вануну.
|