Начинающий политик
В 1996 году перед президентскими выборами шансы у Бориса Николаевича быть вновь переизбранным на пост Президента России были настолько невысоки, что очень многие политики из его окружения поспешили переметнуться в другие предвыборные лагери. Политический рейтинг Бориса Ельцина накануне первого тура голосования не превышал и трех процентов, против 30-процентного уровня популярности его основного конкурента - лидера Коммунистической партии (КПРФ) Геннадия Зюганова. Более того, у предвыборного штаба Бориса Ельцина возникли серьезные проблемы и с регистрацией кандидата. Как известно, прежде чем начать предвыборную гонку, каждому из претендентов на заветный пост необходимо зарегистрироваться в Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК). Основное требование ЦИК к желающим стать президентом России - наличие одного миллиона подписей соотечественников, поддерживающих своего кандидата. К примеру, Бориса Ельцина.
Как оказалось, именно этой "малости" и не хватало в 1996 году действующему президенту, дабы пойти на новый срок. Как ни старались многочисленные помощники, сторонники, да и просто сочувствующие помочь, "найти" миллион так и не удавалось. Безусловно, можно было придумать не совсем законные способы, как заставить несознательных граждан письменно поддержать президента. Однако за тем, как кандидаты собирали необходимые подписи, зорко следили и ЦИК, и предвыборные лагери конкурентов. А "погореть" на такой мелочи, как подделка подписей или принуждение к их даче, да еще и перед решающим сражением - собственно голосованием, никому не хотелось. Ситуация, прямо скажем, безвыходная.
И тут на помощь пришел ОН - заместитель министра путей сообщения РФ Николай Емельянович Аксененко. И - о чудо! - вот они, недостающие подписи. По неофициальной информации, заместитель главного железнодорожника "уломал" ни много ни мало более восьмисот тысяч россиян поставить свои автографы в поддержку Бориса Ельцина. И, что немаловажно, без каких-либо очевидных нарушений при проведении их сбора. Да так, что и по сей день никто из участников предвыборной гонки не оспорил законность ельцинского "миллиона".
В этой связи сам собой возникает естественный вопрос: как же все-таки Николаю Аксененко это удалось? Ему, человеку, который до 1996 года был достаточно далек от политической жизни страны. И это в то время, когда лучшие российские и американские аналитики, имиджмейкеры, пиарщики в буквальном смысле выворачивались наизнанку, дабы раздобыть сотню-другую автографов.
Не менее интересно и кто надоумил простого заместителя министра путей сообщения (еще раз подчеркнем, на тот момент очень далекого от политики) так удачно "оказаться в нужное время в нужном месте"?
Но обо всем по порядку. В 1994 году Николая Аксененко переводят работать в Москву в качестве заместителя министра путей сообщения Российской Федерации из Ленинграда, где он занимал должность главного экономиста, первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги. Примерно через полгода происходит его первое знакомство с членами семьи президента России: Аксененко курировал работу одной из многих дочерних компаний МПС "ПЕТРА", и к этой "дочке" проявила интерес и дочь президента Татьяна Дьяченко. Какого рода был этот интерес, сейчас доподлинно не известно. Но старожилы Кремля утверждают, что именно после этого эпизода новоявленный заместитель министра и попал в "оборот" Семьи.
Дабы сильно не утомлять читателя, опустим остальные подробности "рутинной" жизни заместителя министра МПС до того момента, когда он "подписал" президента.
Итак, начало предвыборной гонки, а Борис Ельцин даже не может стать кандидатом в президенты. Тогда-то одна из сотрудниц предвыборного штаба Ельцина, а именно - его младшая дочь Татьяна, и вспомнила о своем давнем знакомом из МПС. Простая арифметика: в самом министерстве и всех его структурах и подразделениях по всей стране трудятся сотни тысяч человек, не говоря уже о просто неиссякаемом "источнике подписей" - о пассажирах. А главное, особенно когда времени на новую и очень масштабную агитацию практически нет, весь этот потенциал можно заполучить, не прилагая особых усилий. К примеру, нет необходимости нанимать ходоков, с тем чтобы они приставали на улице или у вас дома и выпрашивали автограф для президента. В данном случае просто достаточно правильно "проинструктировать" кассирш в железнодорожных кассах. Расчет потрясающий, вот только один пример, рассказанный корреспонденту газеты: "Представьте, вы сильно торопитесь, поезд вот-вот уйдет, а она вам, вместо билета, начинает политинформацию проводить, хочешь не хочешь, все подпишешь". И подписывали.
С собственными сотрудниками обходились еще жестче: не подпишешься за президента - не видать премии. Уже спустя год некоторые работники министерства, которые после смены руководства были уволены или ушли по собственному желанию, заговорили о том, как они собирали "миллион" для президента Ельцина.
Своей "благоразумностью" МПСовцы помогли не только Борису Николаевичу, но и собственному замминистра Николаю Емельяновичу.
Платить по своим долгам Борис Ельцин, надо отдать ему должное, начал сразу же, как стал президентом во второй раз. Чуть ли не первый указ вновь избранного касался именно Николая Аксененко: он из первого заместителя превратился в полноправного министра. А уже в марте 1998 года именно Аксененко, а не Сергей Кириенко первым рассматривался в качестве нового премьер-министра страны. Годом позже после отставки правительства Примакова Николай Емельянович - опять же первый на очереди в кресло премьера. Однако пока он довольствуется постом первого вице-премьера при правительстве Сергея Степашина. А аналитики и эксперты сейчас гадают: в какое же следующее кресло пересядет Николай Аксененко?
Удачливый коммерсант
Когда после выборов политическая работа отошла на второй план, Николай Аксененко уже в качестве руководителя МПС принялся наводить порядок в собственном ведомстве. Прежде всего этот "порядок" заключался в желании нового министра подчинить своему контролю все многочисленные компании, созданные на базе МПС. Безусловно, первой в списке значилась группа компаний "Трансрейл". В то время деятельность этой структуры практически никого (средства массовой информации, правительственные комиссии, правоохранительные органы) не интересовала. Однако, как только Аксененко был назначен первым вице-премьером, в прессе сразу же начали появляться материалы о "странных" связях Николая Емельяновича и его сына с этой компанией.
Так что же это такое - группа компаний "Трансрейл"?
С юридической точки зрения такой группы вообще не существует. На деле в некоторых странах - Швейцарии, Германии, Лихтенштейне и др. - работает более десятка фирм. Причем каждая из них является самостоятельным юридическим лицом. Однако по сей день все договоры этих фирм с клиентами скрепляются печатью группы компаний "Трансрейл", не зарегистрированной ни в одной стране мира в качестве самостоятельного юридического лица. Более того, на оттиске печати полностью отсутствуют такие важные составляющие, как регистрационный номер компании и ее адрес.
Выходит, что ни "Трансрейл", ни тем более другие фирмы "группы компаний" никакой юридической ответственности за заключение договора не несут.
И это при том, что "Трансрейл" является официальным перевозчиком МПС. То есть тем самым Министерство путей сообщения предоставило право любым, как существующим ранее, так и вновь создаваемым, компаниям группы "Трансрейл" заключать любые договоры и контракты с российскими партнерами. Притом большинство этих партнеров даже не догадываются, что в случае споров судебные иски в суды зарубежных стран приниматься не будут, ведь реального ответчика просто не существует. По такой схеме заключаются все договоры мифической "Трансрейл" с российскими партнерами.
Когда в 1990 году затевалось создание компании "Трансрейл", предполагалось, что контрольный пакет акций во всех фирмах группы будет принадлежать МПС. То есть большая часть прибыли будет оставаться в России и пойдет на налоговые платежи в федеральный бюджет и на развитие российских железных дорог. Это было чуть ли не основным условием для создания новой компании. Дело в том, что сейчас группа "Трансрейл" осуществляет до 90 процентов всех грузоперевозок в России (на долю самого МПС приходится чуть более пяти процентов). Не секрет, что основные финансовые поступления МПС может иметь только от грузоперевозок на железных дорогах.
Вместе с тем начиная с 1996 года (именно в этот период Николай Аксененко был назначен первым заместителем министра МПС) происходит частичное переакционирование в ряде компаний (наиболее прибыльных) группы "Трансрейл". Итог: доля акций МПС в собственности "Трансрейла" существенно уменьшается. А прибыль группы оседает на счетах западных банков. Суммы немалые: только одна из дочерних компаний мифической группы заработала за прошлый год более 500 миллионов долларов.
Сотрудничество с группой компаний "Трансрейл" - это лишь один эпизод из коммерческой деятельности первого вице-премьера. Существуют по крайней мере еще две родственные и МПС, и самому Аксененко компании ("Евросиб" и АО "Росвагонмаш" - в обеих структурах работал племянник Николая Емельяновича Сергей Аксененко), чью деятельность сейчас изучает специальная правительственная комиссия, созданная в 1997 году. Эта комиссия была создана после того, как МПС вышло на первое место среди должников перед федеральным бюджетом. Ситуация, если учесть масштаб страны и необходимость грузоперевозок, даже в условиях экономического спада парадоксальная.
Судя по имеющейся у нас информации, комиссии удалось вскрыть серьезные нарушения в работе многих структур, созданных на базе Министерства путей сообщения. Однако пока эти данные не разглашаются. Может быть, когда-нибудь, когда политический ветер в отношении Николая Аксененко переменится, мы сможем еще много узнать о коммерческом таланте нынешнего первого вице-премьера.
Пока же Николай Емельянович свою причастность к аферам группы компаний "Трансрейл" полностью отрицает. Более того, он собирается в суде разбираться с теми, кто в своих публикациях порочит его и "Трансрейла" честные имена.
Перспективный политик
После назначения Аксененко первым вице-премьером он, судя по неофициальной информации, свое коммерческое сотрудничество с группой "Трансрейл" прекратил. Теперь его интересы простираются намного дальше: вице-премьер с первых же дней своего назначения заявил, что намерен единолично курировать весь реальный сектор российской экономики.
Интересно только, в каком качестве именно сейчас (накануне парламентских и президентских выборов) понадобился Семье Николай Аксененко? Возможно, это связано с желанием ельцинского окружения взять под свой контроль не только ресурсы МПС, но и все финансовые потоки страны? Или в Кремле решили поближе познакомить соотечественников с будущим кандидатом в президенты России?
|