Что такое МПС, знают все. Певец поет песенку "Вагончик тронется, перрон останется". Думские депутаты и иностранные инвесторы сливаются в едином вопле: "Монополист!" - правда, с разными оттенками. Обыватель вспоминает романтический стук колес и чай в хрупких стаканах и чеканных подстаканниках с неизменным Кремлем со звездой.
Но МПС - это не только и не столько романтика, сколько, извините, деньги. Неглубокомысленный обыватель даже приблизительного представления не имеет, какие именно это деньги. И понять его легко. Кто ж может сопоставить обшарпанные будки железнодорожных разъездов, грязные вокзалы, очевидно старые электрички и жуткого вида товарные составы, особый запах железнодорожной пыли и дебелых теток в оранжевых жилетах - с миллионами долларов дохода! Для этого нужно иметь как минимум очень развитое воображение. Или знать специфику отрасли.
За долю малую
Железная дорога - это прежде всего тариф. Некая сумма денег, которую МПС устанавливает за провоз чего-либо или кого-либо на определенное расстояние. Цена железнодорожного билета, дающего право именоваться пассажиром,- тоже тариф. Единый для всех, возведенный в ранг закона. Оспорить его нельзя. Равно как и купить билет за меньшую цену. Разве что договориться с проводником. Но это уже частный, так сказать, случай.
Пассажир вступает в контакт с МПС непосредственно. Грузы обычно перевозят через посредников, которых в железнодорожном бизнесе называют экспедиторами.
Пассажиру МПС продает билет, экспедитору - тариф. И то и другое - плата за "использование" железной дороги.
Чем занимается экспедитор? Предоставляет различные услуги как грузоотправителям, так и грузополучателям: объявляет стоимость перевозки грузов за весь путь следования (или по отдельным железным дорогам) в соответствии с тарифом МПС, оформляет перевозочные документы и заявки на вагоны и контейнеры, оплачивает железным дорогам провозные платежи, обеспечивает таможенное оформление грузов и погрузочно-разгрузочные работы, а также предоставляет полную информацию о следовании и прибытии груза. Старается, между прочим, за долю малую: цена - тариф МПС плюс 2%. Это сложившаяся тенденция. Если меньше, то экспедитор - альтруист, потому как ничего не заработает. Если больше - банкрот, потому как никто, скорее всего, его услуги не купит.
Впрочем, бывают исключения.
Аттракцион невиданной щедрости
Ну вот, в самом деле, представьте себе, что некий господин в декабре 1998 года основал фирму - ООО "Иристон сервис". Основать-то основал, но чем заняться, видимо, точно еще не решил. Уставный капитал - 2 тысячи рублей. Устав почти что резиновый: позволяет заниматься всем на свете. От производства лампочек Ильича до наклеивания марок поточным методом. Три месяца господин думал, что выбрать. Но так ничего и не надумал. И в феврале продал свое ООО офф-шорной компании Mercury Financial Ltd.
Новые хозяева тоже долго размышляли, чему отдать предпочтение - маркетингу, торговле продуктами с лотка или же ремонту автотранспорта. Нужно было угадать, какой именно вид бизнеса будет наиболее доходным.
За первый квартал сдали нулевой баланс, а к июню наконец определились: остановились на грузоперевозках железной дорогой. Благо устав предусматривал и это.
Как бы там ни было, первый договор фирмы датирован июнем 1999 года. Договор был подписан генеральным директором ООО "Иристон сервис" Тугариновым Сергеем Львовичем. А заключен с ЦФТО МПС - Центром фирменного транспортного обслуживания при МПС РФ, структурным подразделением МПС, определяющим его тарифную политику, то есть скидки и спецставки.
Уже эта самая первая сделка была весьма внушительна: ЦФТО по предоплате получил от "Иристон сервиса" более полутора миллионов долларов - нечто вроде подтверждения серьезности намерений, за что пообещал компании скидку с тарифа.
Сразу возникает вопрос: откуда у "Иристона" во главе с Тугариновым образовалась такая сумма? Если из банка, то откуда у банка гарантия, что фирма кредит вернет? Ведь деятельность только начинается? И почему фирма уверена, что к ней придут клиенты? Причем в таком количестве, чтобы и кредит вернуть, и самим что-то заработать?
Когда мы этим заинтересовались, г-н Тугаринов в "Иристон сервисе" уже не работал. Пошел на повышение в МПС, конкретно - заместителем генерального директора того самого ЦФТО, который предоставил скидку "Иристону". Но вот его преемники рассказали о секретах своего бизнеса.
Вячеслав Андреев, заместитель генерального директора компании "Иристон-сервис": "В деятельности нашей компании личные контакты не играют никакой роли. Мы не хотим подставляться, светиться. Поверьте, конкуренция на рынке экспедиторских услуг высока. Никакие контакты не помогут, если мы будем работать некачественно. Рынок экспедиторских услуг четко поделен. Существует своеобразная гильдия экспедиторов, договоренности о ценовой политике. Наши конкуренты не позволят нам устанавливать цены ниже демпинговых. Мы в пятерке ведущих экспедиторских компаний. "Трансрейл", "Евросиб", "Росвагонмаш", "Северсталь" и "Иристон сервис" работают абсолютно на равных условиях. Все мы имеем право на скидку 1-2%, не более того. Уверяю вас, наши условия не самые конкурентоспособные, зато наши услуги самые качественные. У нас очень молодой и грамотный коллектив, в штате работают математики, профессиональные аналитики. Мы одни из немногих, кто работает четко. Нас отличают правильность в расчетах, быстрота в оформлении документов. Мы очень аккуратно работаем с клиентами, опекаем их как родных. Даем консультации. И никакие личные контакты, как вы говорите, этому не научат".
Получается, что другие экспедиторы ведут расчеты не столь четко и правильно и носятся с клиентами не как с родными. Или же г-н Андреев несколько лукавит. Ближе к истине второе. Потому как 1-2% - это в известном смысле хорошо. Но - мало. И понимает это любой профессиональный экспедитор. Никакие математики и аналитики не помогут за неполный год пробиться с нуля в пятерку ведущих экспедиторских компаний и построить бизнес так, чтобы оправдать депозит в полтора миллиона долларов. Здесь нужна реальная заинтересованность клиента выбрать именно эту компанию (в данном случае "Иристон"), а не какую-нибудь другую. А заинтересованность в любом бизнесе выражается в денежных знаках.
На самом деле "Иристон" действительно смог предоставить своим клиентам более выгодные условия сотрудничества, но не в качестве предоставляемых услуг, а в количестве запрашиваемых денег. Услуги "Иристона" как раз и стоят на 1-2% дешевле, чем услуги других экспедиторов. Что же касается скидок, которые компания получила непосредственно от МПС, то они, по имеющимся в распоряжении редакции документам, существенно больше, чем говорит г-н Андреев.
Исключительный тариф
"Иристон сервис" в июне 1999 года действительно заключил с МПС России договор номер 176 "на перевозки грузов в международном сообщении". У договора было два приложения. Первое гласило, что МПС России предоставляет ООО "Иристон" "на период с 26 июля 1999 года по 25 сентября 1999 года включительно при перевозках грузов... в международном сообщении по российским железным дорогам скидки за предварительную оплату (те самые полтора миллиона долларов) со ставок Тарифной политики на 1999 фрахтовый год в размере 2,1%". Второе свидетельствовало, что уже "на период с 14 октября 1999 года по 14 февраля 2000 года включительно" устанавливается новая скидка - 4,3%. А в середине декабря 1999 года во все концы России пошла телеграмма за подписью директора ЦФТО г-на Величко. Дорожным ЦФТО, то есть центрам на местах, сообщалось, что "Иристону" предоставляется скидка с тарифных ставок в размере 13% на период с 15 декабря 1999 года по 15 декабря 2000 года.
Уверенность в обилии клиентов вполне себя оправдала. И в сентябре 1999 года гендиректор "Иристона" г-н Тугаринов подписывает с ЦФТО документ, по которому обязуется ежемесячно перевозить грузов на 150 тысяч тонн. И в сентябре же переходит на работу в ЦФТО - заместителем генерального директора. В общем, никакого альтруизма. Исключительно трезвый расчет.
Конкурентная борьба с привилегиями
Мы вторично обратились в компанию "Иристон сервис" за разъяснениями.
"Профиль": На каких основаниях вы получили скидку 13%?
Вячеслав Андреев: Любые экспедиторские компании могли получить скидку 13%. МПС разрешал сделать это всем желающим - нужно было лишь внести соответствующий депозит на один год. Никто, кроме нас, не рискнул поместить деньги на счета МПС на такой срок. Сами понимаете - кризис, смена власти. По всей видимости, ни у одной экспедиторской компании нет таких источников финансирования, как у нас. Мы нашли хороших кредиторов. Хотя МПС не давал четких указаний о сумме предоплаты, мы решили, что $1 млн., помещенный на год, повысит имидж "Иристон сервиса".
"П.": У кого-нибудь еще есть такие скидки?
В.А.: По нашим сведениям, еще 1-2 компании работают на таких условиях.
Мы и у МПС поинтересовались, на каком основании компании получают скидку.
Ирина Хлыстова, директор по рекламе ЦФТО при МПС РФ: "Вопрос о предоставлении скидок решался на правительственном уровне. При Антимонопольном комитете с этой целью создана межведомственная рабочая группа, куда входят представители Минэкономики, Минфинансов, Антимонопольного комитета. Решение принималось общим голосованием. Могу твердо сказать, что это не было единоличным решением. Сколько и какие компании получили скидки - сказать не могу. Это коммерческая тайна".
Ну а мы можем. И сказать, и предположить.
Сначала о том, на каком основании. Дело в том, что размер скидок, которые получил "Иристон", по большей части действительно стандартный. Существует некое Указание N231у, принятое в июле 1998 года, согласно которому для всех экспедиторов устанавливается "стандартный" размер скидок. Он зависит, выражаясь на профессиональном языке, "от глубины предоплаты". Чем дольше срок предоплаты, тем больше скидка. Если проплачивается вперед деятельность на 2 месяца - скидка 2,1%, если на 4 - то 4,3%, если на 12 - то, соответственно, 13%. Все на законном основании.
Впрочем, как обычно, одно "но". Откуда взять деньги для депозита?
Г-н Андреев не просто так сказал о том, что у них хороший источник финансирования. И действительно, нужно ведь еще найти банк, который рискнет прокредитовать депозит в таком объеме на целый год. Мы ведь помним, что живем и работаем в России.
У "Иристона" с кредитом проблем действительно не возникло. Потому что компанию прокредитовал АКБ "Транскредитбанк". В составе его акционеров, владеющих не менее чем 5-процентной долей уставного капитала, четыре подразделения МПС: государственное предприятие по материально-техническому обеспечению железнодорожного транспорта МПС РФ, государственное учреждение "Кредитно-финансовый центр МПС РФ", государственное учреждение "Центр контроля и оказания аудиторских услуг МПС РФ" и государственное унитарное предприятие "Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки МПС РФ".
Очень смело, наверное, будет говорить, что в случае с "Иристоном" МПС, таким образом, прокредитовало само себя? Поэтому не будем так говорить. А скажем иначе: деньги были дадены как минимум не в чужие руки.
Дело в том, что Сергей Львович Тугаринов не просто бывший гениальный генеральный директор "Иристона", а ныне зам по финансам в ЦФТО МПС. Он вообще человек проверенный. До "Иристона" он трудился в компании "Росвагонмаш" - заместителем генерального директора. А директором, в свою очередь, был и остается Андрияка Владимир Николаевич. Между прочим, личный друг г-на министра путей сообщения Аксененко (вместе учились в Академии народного хозяйства). Так что можно предположить, что "Росвагонмаш" как раз и есть та "1-2 компании", по выражению г-на Андреева, которые работают на таких же условиях и с такими же скидками, что и "Иристон". И личные связи тут действительно совершенно ни при чем.
Но кредит - это еще не скидка. Даже если согласен платить вперед, скидку еще нужно суметь получить.
Из интервью руководителя Федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ) Михаила Кислюка "Российской газете", 4 апреля 1998 года: "...в России отсутствует государственная тарифная политика... Есть тарифный прейскурант 10-01. Однако, по сути, он носит лишь декларативный характер и практически не используется. В действительности правила игры диктует некая рабочая группа при МПС. ...Все решения принимаются келейно на этой рабочей группе..."
И последнее, что хотелось бы заметить. 29 января в МПС прошла расширенная коллегия, которую вел г-н Аксененко. Основной вопрос был финансовый. Суть - отмена всех льгот по грузовым тарифам. МПС намерено в нынешнем году получить 22 миллиарда рублей дополнительных доходов. Но не за счет увеличения тарифов и объемов перевозок, а за счет отмены старых льгот. Могут? Вполне.
Профиль: В январе вице-премьер Николай Аксененко заявил, что в 2000 году ни одна экспедиторская компания не получит скидки. Согласно договору между ЦФТО и "Иристон сервисом" вам предоставили право работать со скидками.
Вячеслав Андреев: Договор был подписан в декабре 1999 года. Новые распоряжения МПС не отменяли действие старых договоров.
В общем, все как обычно. Захотят - отменят. Причем отменят именно у тех, у кого сочтут нужным. Точно так же, как и давали тому, кому хотели. Как сказал в свое время г-н Кислюк, "келейно".
|