"Иристон Сервис", на первый взгляд, обычная компания, занимающаяся железнодорожными перевозками на российском рынке. Однако заслуживает внимания история головокружительного взлета "Иристона", менее чем за год занявшего место в первой пятерке российских железнодорожных экспедиторов.
Компания была учреждена в 1998 году. Уставный капитал - что-то около 2 тысяч рублей. Хотя другие источники утверждают, что денег в новообразование было вложено больше - почти 9 тысяч "деревянных". Так или иначе, в американской валюте он не превышал полутора тысяч. Спустя несколько месяцев, в начале 1999 года, компания, устав которой позволял ей заниматься чем угодно, была продана оффшорной фирме Mercury Financial Ltd. И сразу же рванула на российский рынок экспедиторских услуг. Здесь менее чем за год "Иристон Сервис" сумел потеснить всех конкурентов и занять лидирующее положение в своей отрасли. Сегодня, по некоторым оценкам, "Иристону" принадлежит 30% рынка экспедиторских услуг, при этом компании предоставляются беспрецедентные скидки со стороны МПС, что и позволяет ей успешно доминировать.
Справка Deadline.Ru:
Одна из основных схем "прирельсового" бизнеса основывается на "расшивке неплатежей". В 1997 году, когда Николай Аксененко заступил на пост министра, живыми деньгами в МПС осуществлялось только 30% расчетов. Для конвертации натуроплаты в деньги при железной дороге были организованы фирмы-посредники, "экспедиторы". Благодаря тому, что МПС даровано право самостоятельно оценивать стоимость своих услуг, посреднические фирмы стали пользоваться льготными тарифами. Естественно, их бизнес не мог быть бесприбыльным.
По данным ведомственного реестра, уже в 1997 году в системе министерства числилось 883 коммерческих предприятия, делающих бизнес на железнодорожных перевозках.
Проверка, проведенная несколько лет назад Счетной палатой РФ, установила ряд фирм, пользовавшихся особенным расположением руководства МПС. Такова, например, прописанная в Швейцарии компания "Transrail", через которую шли расчеты за перевозку апатитового концентрата и угля для ОАО "Росвагонмаш". Одним из руководителей швейцарской фирмы называют сына министра Аксененко Рустама. В той же альпийской стране процветала на экспорте российских удобрений компания "Eastern Fertiliger Trading", ее тоже знающие люди связывают с министерским сыном.
А в Петербурге, где Николай Емельянович руководил до переезда в Москву, еще два года назад было на слуху имя Сергея Аксененко. Это племянник главного путейца страны, дядя привез его из Новосибирска и помог создать экспедиторскую компанию "Евросиб СПб" (Аксененко-младший числился там замгендиректора по экономике).
"Евросиб" сразу же стал монополистом среди экспедиторских компаний Петербурга и скоро вошел в тройку крупнейших российских перевозчиков на железных дорогах. Помимо заказов прямого назначения, "Евросиб" получил официальный статус продавца цветных металлов, которые Октябрьская железная дорога принимала от предприятий-должников. Одновременно "Евросиб" вошел в число акционеров "железнодорожного" Балтийского банка. Имея доступ к крупным кредитам, компания накупила лицензий на экспорт цветных металлов и активно занялась вывозом на Запад медного лома и алюминия из Череповца, Мончегорска и Печенги.
По данным Счетной палаты, эта фирма за перевозку грузов из Петербурга в Москву в свое время получила от МПС 56-процентную скидку действующего тарифа. Не каждому Бог дал такого дядю. Уже два года как фирма объявлена банкротом, гендиректор (бывший сослуживец Аксененко по Новосибирску) убит 30 декабря 1998 года...
При непосредственном участии Николая Аксененко, его друзей и родственников появились и такие, неплохо кормящиеся от большой государственной дороги, компании, как "Балтийский торговый дом", "Балтийская строительная компания", "Дельта-универсал", а название фирмы "АККУС" прямо указывает на фамилии ее владельцев - Аксененко и Куст (г-н Куст - бывший начальник коммерческой службы Октябрьской железной дороги).
С особым (даже отчасти родственным) расположением министра МПС Николая Аксененко к "Иристону" связывали в свое время в беседе с корреспондентом Deadline.Ru мощный рывок этой фирмы на рынке экспедиторов представители конкурирующих фирм. В частности, по неофициальным сведениям, сын министра - Рустам - некоторое время ходил в консультантах этой компании и получал за свои "консультации" солидные гонорары. Более того, бывший глава "Иристона" Сергей Тугаринов, весьма успешно поруководив фирмой, ушел оттуда на очень высокий государственный пост - заместителя директора Центра фирменного транспортного обслуживания МПС РФ.
Все без исключения наблюдатели отмечают, что нынешняя проверка "Иристона" налоговой полицией - сигнальный звонок для Аксененко и для его покровителей. Президент Путин и ранее, в свою бытность премьером, не особенно благоволил к железнодорожному министру-выскочке. Как известно, карьерным взлетом Николай Аксененко, в мае 1999 года неожиданно ставший вице-премьером, а затем снова вернувшийся в родное ведомство, обязан Борису Березовскому и его человеку в Кремле Александру Волошину.
Таким образом, наезд ФСНП на любимое детище Николая Емельяновича - "Иристон" - скорее всего, начало очередной антиолигархической компании. Тем более, что и сам министр может с полным основанием считаться олигархом: подчиненное ему ведомство - естественная монополия и одно из самых богатых министерств. По официальным оценкам, доходы железных дорог в прошлом году достигли почти $10 млрд, а прибыль - почти $2 млрд. А Аксененко - царь и бог в этом министерстве, без личного согласия которого не происходит ничего на рынке железнодорожных услуг России.
|