С сентября Министерство путей сообщения поднимает цены на билеты на 25 процентов. И это только начало: до конца года стоимость проезда по железной дороге возрастет на 90% к сегодняшнему уровню.
Попав в середине августа на один из московских вокзалов, я решила, что время пошло вспять. Отстояв огромную очередь, узнала, что билетов на южное направление нет и не будет до сентября. Но не успела отойти от кассы, как на помощь мне "слетелись" перекупщики. Откуда у них на руках оказывались нужные билеты на любой поезд при полной компьютеризации продаж - вопрос отдельный. Но факт остается фактом: именно нехватка билетов при возросшем объеме перевозок пассажиров (за последние полгода он вырос на треть в поездах дальнего следования) стала хорошим поводом для поднятия тарифов на пассажирские перевозки.
По мнению министра путей сообщения Николая Аксененко, железные дороги забиты в основном потому, что доходы населения возросли за последний год на 96 процентов, а цены на билеты практически не менялись. МПС действительно давно не повышало тарифов. И при наличии высокого спроса это повышение вполне укладывается в рамки рыночных отношений. Однако, по мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, рост тарифов МПС на самом деле никак не связан с действием законов рынка. Это - результат капитуляции государства перед естественными монополиями. Повышение тарифов происходит без соответствующего повышения финансовой прозрачности этих монополий. Иначе говоря, никто точно не знает: надо повышать тарифы или нет, а если надо, то насколько.
Казалось бы, за этим от лица государства должно присматривать Министерство по антимонопольной политике (МАП). Но оно добровольно сняло с себя ответственность, разрешив "в порядке эксперимента" Министерству путей сообщения самостоятельно устанавливать тарифы для всех вагонов типа "СВ" и для купейных вагонов 104 фирменных поездов.
Таким образом, государство самоустранилось от контроля за ценами на проезд в поездах. Окрыленный Николай Аксененко решил и дальше "ковать рубли", пока горячо. Недавно МПС обнародовало планы собственной реструктуризации. Согласно им, министерство расчленяется на две структуры. Первая - управляющая - будет выполнять регулирующие функции, в том числе - назначение тарифов. Вторая часть будет называться акционерным обществом "Российские железные дороги" и объединит всю колоссальную собственность министерства, часто не имеющую прямого отношения к перевозкам. Это больницы, жилье, заводы, институты... Правда, все это будет считаться собственностью государства и приватизации пока не подлежит. Сейчас, по мнению Михаила Делягина, у Аксененко и государства - тот медовый месяц, когда их интересы полностью совпадают.
Интерес самого Николая Аксененко очевиден. Если министра можно снять указом президента, который пишется на коленке в течение пяти секунд, то президента акционерного общества таким путем убрать уже невозможно. Дополнительный "плюс" от реорганизации: еще большее замутнение финансовой прозрачности в деятельности железных дорог. Как только создается коммерческая структура, она обрастает многочисленными "дочками", а их работа покрывается "коммерческой тайной". Наконец, главное в задумке Аксененко - это власть над тарифами. Сегодня их еще нужно, хотя бы формально, согласовать в МАПе. В случае успешной реструктуризации МПС они будут отданы на откуп какой-нибудь дочерней структуре АО "РЖД". И тогда не составит труда найти мотивировку для поднятия тарифов хоть на 90, хоть на 190 процентов.
|