Девятого ноября Михаилу Касьянову предстоит серьезное испытание. В этот день на рассмотрение правительства будет вынесена концепция реформы железных дорог, написанная коллективом железнодорожников под руководством Николая Аксененко. В зависимости от того, поддержит ли эмпээсовскую доктрину премьер-министр или зарубит, станет ясно, с кем он дальше пойдет по жизни: с группой товарищей из состава прежней "Семьи" или с командой питерских экономистов-либералов.
"Общая газета" первой рассказала, что Николай Аксененко еще весной задумался о том, чтобы преобразовать родное министерство в РАО "Железные дороги" ("ОГ", 17). За лето умозрительные построения Николая Емельяновича приобрели форму конкретных проектировок, министр детально расписал на бумаге схему и сроки приватизации подотчетного ему госимущества.
И сразу же вокруг его проекта развернулись горячие бои. Тревогу забили питерские экономисты - министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития Герман Греф. Вооружившись цифрами и диаграммами, они стали доказывать премьер-министру, что в лице РАО "Железные дороги" на рынке появится неуправляемый монополист, способный переломить хребет любому правительству. А бюджет, ясное дело, недосчитается большой суммы "железнодорожных" денег. Да и вообще, прежде чем приступать к реформе, неплохо бы сначала провести аудит МПС, чтобы разобраться в его финансовых потоках.
Однако, как рассказал обозревателю "ОГ" высокопоставленный чиновник из аппарата правительства, чем больше Кудрин и Греф апеллировали к премьер-министру, тем настойчивей пытался обратить его в свою веру Аксененко. Касьянов не раз усаживал оппонентов за стол переговоров, но переубедить друг друга они не смогли, а на последней встрече чуть было не сошлись в рукопашной. Касьянов вынужден был отложить уже назначенное заседание правительства.
Судя по всему, у питерской команды до сих пор нет твердой уверенности в своем успехе, поэтому она решила сыграть ва-банк. На прошлой неделе Герман Греф в обстановке секретности встретился с группой журналистов. Он поведал им, что премьер-министр душой на стороне питерцев, но "ему будет непросто принять решение по МПС, на него будут давить по полной программе". То есть Герман Оскарович не исключил, что Касьянов может уступить нажиму. Цель брифинга очевидна - подействовать на процесс самоопределения Михаила Касьянова через СМИ, отрезать ему путь для отступления.
Информация о закрытом брифинге Грефа оперативно дошла до адресата. На следующий день глава правительства прилюдно пожурил министра экономического развития: дескать, не стоит выносить из избы внутренние разногласия. Правда, показания свидетелей, присутствовавших при этой беседе, расходятся: некоторые говорят, что досталось не только Грефу, но и Аксененко.
Вряд ли премьер-министр может сдрейфить перед одним "кондуктором", как ласково называют Николая Емельяновича в правительстве. Тем более когда вся экономическая команда правительства, включая Минфин, Минэкономразвития, МАП, Мингосимущества, Федеральную службу по делам о несостоятельности, налоговиков, сказала "нет" реформе по рецепту Аксененко. Да и сам министр путей сообщения, будучи опытным аппаратчиком, никогда бы не пошел напролом без мощной поддержки. И действительно, по информации "ОГ", за спиной Аксененко стоят сильные фигуры: руководитель президентской администрации Александр Волошин и придворные бизнесмены Роман Абрамович и Александр Мамут. Как утверждают осведомленные люди, у каждого из них есть свои виды на будущее РАО. Например, Александр Стальевич давно уже хочет конвертировать свой политический капитал в финансовый, а РАО "Железные дороги" - место заведомо хлебное. Мамута и Абрамовича, естественно, интересуют денежные потоки железных дорог. Наши источники рассказывают, что союзники главы МПС не раз давали понять премьер-министру, что ему не стоит чинить препятствия планам Аксененко. Александр Мамут, например, при каждом удобном случае накидывается на Российский банк развития, который, как считается, Михаил Касьянов отстраивает "под себя", чтобы иметь приличное место после ухода из Белого дома. Так что совсем не случайно питерская команда приняла превентивные меры, заранее уведомив общественность: если премьер-министр поддержит проект Аксененко, значит, он по-прежнему работает на ту группировку, которая поставила его во главе правительства.
|