Чем дальше правительственный вагон продвигается по пути обсуждения концепции железнодорожной реформы, тем сильнее его пассажиров слепит свет встречных прожекторов. Каково назначение ослепляющих спецэффектов и кто за ними стоит, догадаться нетрудно. Руководству МПС есть резон застить глаза правительственным чиновникам, а заодно и всем налогоплательщикам, которые уже стали распознавать в ведомственной концепции реформ скорый тупик. К примеру, из предварительных результатов аудита железнодорожного ведомства компанией Arhtur Andersen видно, что задолженность предприятий отрасли на сегодняшний день составляет не менее 100 миллиардов рублей. Изношенность подвижного состава превышает 50 процентов, а в целом железнодорожный транспорт России недоинвестируется на 4,5 миллиарда долларов в год. Эти цифры говорят о том, что в процессе планируемого выделения хозяйствующего субъекта существует не только реальная угроза описи и продажи за долги части его имущества, но и возбуждения процедуры банкротства свежеобразованных "Российских железных дорог".
Первый тревожный звонок прозвенел уже в начале апреля. В Краснодарском крае за долги местному бюджету на сумму более 1 миллиарда рублей были арестованы счета Северо-Кавказской железной дороги. Встал вопрос и об аресте ее имущества. Положение оказалось столь серьезным, что в Ростов-на-Дону, побросав все прочие дела, вылетел сам глава МПС Николай Аксененко. По всей видимости, разговор министра и регионального руководства получился тяжелым. Как ни надувал щеки Николай Емельянович, а на упреки в многочисленных нецелевых расходах ведомственных средств крыть ему, похоже, было нечем. Тем более, что всего за пару дней до ростовского скандала руководство МПС в очередной раз блеснуло щедрым жестом, пообещав стать спонсором строящегося в Санкт-Петербурге велотрека сметной стоимостью 20 миллионов долларов. Вероятно, таким нехитрым способом накануне очередного правительственного обсуждения реформы МПС главный железнодорожник попытался заявить о себе как о члене "питерской команды". Однако по мнению президента фонда "Политика" Вячеслава Никонова, эффектная вспышка железнодорожного прожектора с санкт- петербургского велотрека вряд ли кого обманет в президентском окружении: Николай Аксененко слишком ярко ассоциируется со старой "ельцинской гвардией", которая уже подпала под либеральные рокировки.
По-видимому, это хорошо понимает и сам Николай Емельянович, который всеми силами пытается нагулять себе побольше политического веса. Не случайно "раскрутка" главы МПС , над прожектами которой денно и нощно трудятся сотни сотрудников специально созданного для этого аппарата "Трансмедиа", приобрела уже масштабы полноценной президентской предвыборной кампании. Вихрем промчавшись в начале года по Сибири, железнодорожный министр всюду по-отечески расцеловал губернаторов и осыпал территории поистине царскими подарками.
Так, Иркутской области с барского плеча главы МПС были подарены льготные тарифы на перевозку нефтепродуктов и древесины. В Красноярском крае за счет средств железнодорожного ведомства обещано отремонтировать и построить заново 28 важных народно-хозяйственных объектов. Понижения ставок на транспортировку угля, удобрений и железной руды удостоились промышленники Кузбасса. Совокупная цена преференций, розданных министром Аксененко в одной только Кемеровской области, - более 2 миллиардов рублей. В МАПе до сих пор ломают голову: из каких таких полномочий глава МПС принялся самочинно регулировать железнодорожные тарифы для регионов? Ведь по решению правительства вопросами формирования тарифной политики на железнодорожном транспорте до утверждения реформы поручено заниматься специальной межведомственной комиссии под председательством вице-премьера Виктора Христенко.
Со стороны может показаться, будто глава МПС уже превратился в олигарха и тратит на благотворительность исключительно коммерческие капиталы. Однако железнодорожная отрасль по-прежнему находится в госсобственности, а циркулирующие в ней финансовые потоки всё ещё являются теми бюджетными средствами, которых так не хватает правительству на решение социальных проблем, инвестиции и выплату внешнего долга. Между тем поток бюджетных щедрот от МПС проливается по самым разным направлениям, порой не имеющим даже отдаленного отношения к отрасли. Половина годового бюджета железнодорожного министерства ухлопана на становление коммерческой компании "Транстелеком". Ещё 800 миллионов вложены в строительство Бурейской ГЭС. Более миллиарда рублей утекло на присвоение железнодорожного брэнда ярославской хоккейной команде "Торпедо", которая теперь забивает голы для Аксененко под флагом ведомственного клуба "Локомотив"...
Транжирить бюджетные средства на подогрев народной любви к себе - дело не хитрое. Однако ни один высший государственный чиновник нынче не позволяет себе такой разорительной для казны роскоши, которая способна перечеркнуть начавшийся было экономический рост. И только ведомственная стратегия МПС упорно идет вразрез с президентской реформой власти, направленной на укрепление государственных интересов в экономике. Железнодорожную пыль в глаза уже не стесняясь пускают всей стране...
|