Российские спецслужбы в выходные объявили о ликвидации «президента независимой Ичкерии» 38-летнего Абдул-Халима Садулаева. Он был застрелен в результате «адресной» спецоперации сотрудников УФСБ и МВД Чечни в своем родном городе Аргуне, куда на время приехал к родственникам. На посту «официального» руководителя чеченских сепаратистов, освободившегося в марте 2005 года после гибели Аслана Масхадова, «шейх Абдул-Халим» продержался всего чуть более года.
Учитывая, что спецслужбам так быстро удалось добраться до первого лица в официальной иерархии чеченских сепаратистов, его уничтожение по идее могло бы считаться принципиальной победой федеральных сил, такой же, какой в свое время стали «ликвидации» Джохара Дудаева и Аслана Масхадова. Однако российские власти на это событие отреагировали более чем сдержанно. С кратким комментарием спецоперации по уничтожению, да и то исключительно информационного характера, выступил лишь директор ФСБ Николай Патрушев, который в субботу утром первым об этом и сообщил на проходившем в Казани международном совещании руководителей органов безопасности иностранных государств -- партнеров ФСБ РФ. Из российских политиков же события в Аргуне вообще никто не удостоил внимания. В первую очередь потому, что, несмотря на свой формально значительный пост, «шейх Абдул-Халим», в отличие от своих предшественников Дудаева и Масхадова, не смог получить никакого международного признания даже со стороны самых одиозных союзников чеченского сепаратизма на Западе и в арабском мире. Там о нем просто почти ничего не знали. Активнее всех уничтожение очередного «президента Ичкерии» комментировал премьер Чечни Рамзан Кадыров, который использовал это событие для заочной пикировки с Шамилем Басаевым, недавно взявшим на себя ответственность за покушение на Ахмата Кадырова.
Представители же собственно чеченских спецслужб отметили, что Садулаев на самом деле среди оставшихся в живых действующих боевиков и полевых командиров был малоизвестен и выполнял в основном представительские функции. Обычно он выступал с различными политическими и маловнятными заявлениями на интернет-сайтах сепаратистов.
По данным чеченских спецслужб, Садулаев вместе с двумя своими племянниками, исполнявшими роль его охранников, жил в Аргуне, в частном доме своих родственников на улице Свободы. По оперативным данным, он приехал туда на прошлой неделе из Дагестана, где прятался все последнее время. По официальной версии, в операции по его ликвидации принимали участие бойцы полка милиции специального назначения №2 имени Ахмата Кадырова, батальона спецназа внутренних войск «Юг», Аргунского РОВД, а также УФСБ Чечни, которые, по имеющейся информации, и выполнили основную ее часть.
Согласно официально версии, ликвидация Садулаева стала результатом кропотливой оперативной работы. «Мы знали, что рано или поздно он появится в родном городе, где у него масса знакомых и родственников, поэтому вели наблюдение», -- сказал один из оперативников. По другим же данным, о Садулаеве в органы сообщил один из его личных недругов. Правда, несмотря на то что спецслужбы вроде как целенаправленно охотились на столь важного боевика, к серьезному боестолкновению они оказались, похоже, не готовы. Как только оперативники вечером в пятницу вошли во двор дома Садулаева, они тут же попали под массированный огонь. В результате погибли шедшие первыми милиционер и сотрудник ФСБ, еще один милиционер был ранен.
Перестрелка продолжалась около 15 минут. Причем, пока Садулаев отстреливался, его охранники смогли сбежать. «Рядом с домом, где проводилась спецоперация, гуляли свадьбу. Там было очень много народу, и, воспользовавшись этим, охранники Садулаева смешались с толпой», -- сообщил корреспонденту «Времени новостей» один из участников операции. В связи с этим все выходные в Аргуне продолжалась операция по поиску сбежавших боевиков, но результатов она пока не принесла.
В ходе обыска в доме, где жил Садулаев, были обнаружены автоматы, боеприпасы, несколько сот граммов взрывчатки, компьютер «президента», а также тетради с личными записями. Изучив их, оперативники пришли к выводу, что Садулаев приехал в Аргун для подготовки серии терактов в трех населенных пунктах Чечни накануне саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербуге. «Судя по найденным документам, готовились взрывы и обстрелы. По всей видимости, при себе Садулаев хранил лишь личные вещи. Взрывчатки для предполагаемых терактов требовалось много, значит, она осталась где-то в тайниках. Ведется их поиск», -- отметили в правоохранительных органах. Доставленные уже в субботу на место происшествия родственники Садулаева его опознали. А чуть позже и представитель чеченских сепаратистов Ахмед Закаев через интернет-сайт сепаратистов подтвердил факт гибели «президента Ичкерии». По его словам, теперь этот пост займет Доку Умаров, считающийся одним из самых влиятельных после Басаева действующих полевых командиров.
Как выяснилось, Умаров еще в прошлом году был провозглашен Садулаевым «вице-президентом Ичкерии».
Между тем, чеченский премьер Рамзан Кадыров решил использовать события в Аргуне для ответа Басаеву. Последний на днях распространил в Интернете заявление о том, что это он организовал покушение на Ахмата Кадырова в мае 2004 года и заплатил его исполнителям 50 тыс. долл. Рамзан Кадыров же сообщил, что данные о местонахождении Садулаева спецслужбы получили всего за 1,5 тыс. руб. от человека из ближайшего окружения «президента Ичкерии». «Ему эти деньги нужны были для того, чтобы купить порцию наркотиков», -- заявил г-н Кадыров. Впрочем, в спецслужбах заявление премьера оставили без официальных комментариев, отметив только, что ничего подобного они не слышали.
Абду-Халим Садулаев родился в Аргуне в 1967 году. После окончания школы поступил в Чеченский университет на филологический факультет, но диплом получить не успел из-за прихода к власти Джохара Дудаева. После этого Садулаев посвятил себя изучению Корана, был учеником известных чеченских богословов. По данным спецслужб, Садулаев принимал участие в боевых действиях во время обеих чеченских кампаний и даже якобы возглавлял один из отрядов. Однако относительную известность он получил только после 1996 года, когда начал выступать с проповедями по чеченскому телевидению. Некоторое время он был имамом Аргунской мечети, а в 1999 году указом президента Аслана Масхадова был введен в Государственную комиссию по конституционной Шариатской реформе. В 2002-м Масхадов назначил его председателем Шариатского комитета и главой Высшего шариатского суда, одновременно присвоив чин «вице-президента».
|