Вчерашние теракты в Ингушетии и Карачаево-Черкесии от череды других подобных преступлений, уже обычных для Северного Кавказа, отличает необычная синхронность. А кроме того – «точечный» характер действий террористов, наносящих теперь удары по представителям силовых структур и чиновникам, без массовых жертв среди мирных жителей. Если эти два нападения действительно были согласованы, то тезис силовиков о том, что у боевиков отсутствует централизованное управление, выглядит сомнительным. А то, что теракты совершены в сопредельных республиках, может указывать на стремление их организаторов дестабилизировать обстановку в целом на Северном Кавказе.
Вчера около 8 часов утра в Назрани убит первый заместитель министра внутренних дел Ингушетии Джабраил Костоев. В результате взрыва стоящих на обочине дороги «Жигулей», начиненных взрывчаткой (до центнера в тротиловом эквиваленте), как сообщил «НГ» начальник пресс-службы Главного управления МВД РФ в Южном федеральном округе Роман Щекотин, погибли Костоев, его охранник и водитель, а также четыре мирных жителя, проезжавшие в «ВАЗ-2105» мимо подорванной машины.
По словам Щекотина, это уже не первое покушение на Костоева. В прошлом году дважды обстреливался его дом в селе Экажево, а на похоронах родственника замглавы МВД неизвестные взорвали фугас. Роковой для Джабраила Костоева взрыв прогремел, когда он ехал на работу из Экажево в город Назрань. По словам Щекотина, это уже не первое покушение на Костоева. В прошлом году дважды обстреливался его дом в селе Экажево, а на похоронах родственника замглавы МВД неизвестные взорвали фугас. Роковой для Джабраила Костоева взрыв прогремел, когда он ехал на работу из Экажево в город Назрань. Бронированный джип «Шевролет», в котором находился милицейский чиновник, в результате взрыва был отброшен в сторону и практически полностью сгорел, как и легковая машина, в которой ехали мирные жители.
Вчера же, и также в 8 часов утра, в Прикубанском районе Карачаево-Черкесии в результате теракта погиб начальник Черкесского СИЗО полковник юстиции Хасан Джанаев. Неизвестные обстреляли машину офицера, когда он ехал на работу.
Между тем вчера на одном из сайтов сепаратистов появилось сообщение со ссылкой на одного из лидеров ингушских боевиков о том, что несколько дней назад на Северном Кавказе прошло оперативное совещание, в котором участвовали «командиры из разных секторов Кавказского фронта». Якобы на этом совещании лидеры сепаратистов заявили о создании специальных оперативных групп, которым поставлена задача «адресной работы по конкретным лицам».
«Конечно, не стоит забывать о «зеленке», с появлением которой боевики всегда активизируются, – заявил «НГ» генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. – Но в первую очередь речь идет о политических причинах. Сепаратисты, похоже, действительно меняют тактику. И происходит это накануне саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Усиление террористической деятельности должно продемонстрировать всем, в том числе и Западу, что они существуют, они воюют, они независимы. Отношение к происходящему в Чечне и в целом на Северном Кавказе на Западе разное, в основном все поддерживают Россию, но есть политические силы, которые считают, что боевики борются за независимость Ичкерии. Думаю, до саммита террористическая активность в регионе будет усиливаться».
«Тактика точечных ударов по силовикам используется давно, – полагает, в свою очередь, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Это особенно отчетливо проявляется в Дагестане. Трудно сказать, делается это по прямому указанию лидеров сепаратистов или нет».
Член комитета по безопасности Госдумы РФ Геннадий Гудков не склонен связывать происшествия в Ингушетии и Карачаево-Черкесии. «Не думаю, что тут был единый замысел, – заявил депутат «НГ». – Покушения рассчитать и совершить синхронно невозможно. Это можно сделать при нападениях на объекты или города. При нападениях на конкретных лиц посредством взрывов или расстрелов это крайне сложно сделать технически. Говорю это, опираясь на личный опыт работы в спецслужбах: при проведении ряда операций мы сталкивались с этим – планируешь на двенадцать часов, а реально все складывается только в шесть вечера. Полагаю, в этот раз речь идет всего лишь о совпадении».
Между тем накануне военный комендант Чечни генерал-лейтенант Григорий Фоменко заявил о предполагаемой активизации боевиков в республике. По данным генерала, «в Чечню прибыли из Дагестана боевики». Заметим, что именно в Дагестане боевики предельно четко отработали тактику «точечной охоты» на гражданских чиновников, политиков и силовиков. Теракты в республике в последние годы совершаются с пугающей регулярностью, но, как правило, жертв среди мирного населения здесь нет или же они случайны.
Ростов-на-Дону
Покушения на крупных чиновников республик Северного Кавказа
9 мая 2004 года на стадионе «Динамо» в Грозном во время празднования Дня Победы в результате взрыва был убит президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров. Погиб также председатель Госсовета республики Хусейн Исаев, ранение получил командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Валерий Баранов. До этого на Ахмада Кадырова было совершено еще несколько покушений: в том числе в январе и в ноябре 2001 года и в мае 2003 года.
2 февраля 2005 года в Махачкале был убит замминистра внутренних дел Дагестана Магомед Омаров. В результате обстрела кортежа погибли также два охранника. В мае 2003 года на Омарова также было совершено покушение: в результате подрыва его автомобиля чиновник получил контузию.
16 февраля 2005 года в Кизляре было совершено покушение на вице-премьера Дагестана, главу Пенсионного фонда республики Амучи Амутинова и секретаря совета безопасности региона Ахмеднаби Магдигаджиева. Рядом с бронированным «Мерседесом» чиновников взорвался автомобиль «ВАЗ-2106». Погибли три человека – двое прохожих и водитель машины, пятеро человек ранены. Инцидент стал четвертым покушением на вице-премьера.
20 мая 2005 года в результате взрыва в подъезде жилого дома в Махачкале погибли министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Загир Арухов и его охранник. Загир Арухов сменил на посту также убитого в 2003 году Магомедсалиха Гусаева.
29 мая 2005 года в Назрани было совершено покушение на министра здравоохранения Ингушетии Бориса Камурзоева. Взрыв самодельного взрывного устройства мощностью 0,5 кг в тротиловом эквиваленте прогремел рядом с его домом. В результате никто не пострадал.
15 июля 2005 года в результате обстрела из автоматов и пистолета Макарова автомобиля председателя Госкомитета Ингушетии по делам беженцев Казбека Султыгова он получил ранения средней тяжести. Водитель чиновника был доставлен в больницу в крайне тяжелом состоянии.
25 августа 2005 года два взрыва прогремели в Назрани во время следования кортежа премьер-министра Ингушетии Ибрагима Мальсагова. Водителю премьера удалось выехать из зоны поражения. Погиб один из охранников высокопоставленного чиновника.
|