В Ингушетии вчера хоронили семь жертв теракта, который произошел в республике в среду утром. Этот день стал для местных силовиков самым кровопролитным и напряженным с начала года -- неизвестные диверсанты на федеральной трассе «Кавказ» на въезде в Назрань подорвали бронированный джип первого замглавы МВД республики Джабраила Костоева. В результате мощнейшего взрыва погиб сам Костоев, его водитель и охранник, а также четверо мирных жителей, автомобиль которых врезался в загоревшуюся министерскую машину. Расследованием инцидента занялась совместная группа УФСБ, МВД и прокуратуры республики. Глава региона Мурат Зязиков прервал свою поездку в Китай и в срочном порядке вылетел в Ингушетию. Коллеги замминистра и следователи сразу же выдвинули основную версию преступления -- профессиональная деятельность Костоева. Только в прошлом году на него покушались четыре раза. Правда, какая именно диверсионная группа может стоять за этими преступлениями, вчера ни спецслужбы, ни силовики сказать не могли. Но они назвали заказчика преступления -- это Шамиль Басаев, а также исполнителей -- находящиеся в розыске Али Тазиев и Адам Нальгиев. Сами сепаратисты ответственность за вчерашний теракт пока на себя не взяли.
Известие о гибели Джабраила Костоева взволновало ингушских руководителей -- среди них он был далеко не последним человеком. 30 марта этого года министр внутренних дел России Рашид Нургалиев назначил Костоева первым заместителем и.о. главы МВД Ингушетии Мусы Медова. А до этого Джабраил Костоев более 15 лет занимал пост начальника ГОВД Назрани. В милиции Костоев работал с 1984 года. По словам прокурора республики Махмуд-Али Калиматова, Костоев и его братья, которые также работают или работали в МВД Ингушетии, слывут непримиримыми борцами с бандподпольем. В течение последних двух лет преступники неоднократно подстерегали членов тейпа Костоевых. Во время нападения боевиков на Назрань летом 2004 года погибли двое его членов, в том числе и.о. министра внутренних дел Абукар Костоев. Весной прошлого года здание ГОВД Назрани было обстреляно неизвестными из миномета «Шмель». Снаряд попал прямо в кабинет Джабраила Костоева, которого в тот момент в помещении не было. 15 августа 2005 года на пути следования служебного автомобиля Костоева на улице Гейрбек-Хаджи в Назрани сработало самодельное взрывное устройство мощностью 5 кг тротила. Костоев остался жив, но получил серьезные ранения, в том числе тяжелую черепно-мозговую травму. Лишь недавно после длительного стационарного курса лечения, в том числе и в госпитале Бурденко, он смог вернуться к службе.
20 сентября прошлого года в Карабулаке был убит племянник Джабраила Костоева (сын его брата Ибрагима) -- сотрудник уголовного розыска Назранского ГОВД. Через полтора месяца, 2 ноября, неизвестные обстреляли машину, в которой находился младший брат Костоева -- участковый инспектор Назранского ГОВД Зубейр Костоев. На следующий день на похоронах милиционера на родовом кладбище Костоевых в Экажево был взорван фугас. Его заложили под кучей щебня в пяти метрах от ворот кладбища. А в конце ноября в родном селении Костоевых Экажево неизвестные на легковом автомобиле подъехали к частному дому начальника назранской милиции и обстреляли его из гранатометов и автоматов.
Вчера к полудню следователи полностью восстановили общую картину пятого и последнего покушения на Джабраила Костоева. По данным прокуратуры Ингушетии, преступники подстерегли 44-летнего замминистра рано утром в Насыр-Кортовском районе города по дороге на работу в Назрань из селения Экажево, где он жил. Кортеж Костоева состоял из трех машин -- бронированных джипа и двух министерских «Волг». Взрывное устройство находилось в машине ВАЗ-21099, которая была припаркована у обочины на улице Татуева. Взрыв прогремел, когда «Шевроле-Сабурбан» поравнялся с «Жигулями». Взрывной волной огромный джип отбросило от эпицентра взрыва на 25 метров, и он упал на проезжавший по встречной полосе ВАЗ-2104 (фургон). Обе машины загорелись. Костоев, его водитель и охранник, а также четверо ехавших в «четверке» гражданских погибли на месте. В двух других автомобилях кортежа с охранниками Костоева никто не пострадал.
Очевидцы утверждают, что было несколько взрывов. Как заявил прокурор республики Махмуд-Али Калиматов, мощность ВУ составила более 100 кг в тротиловом эквиваленте. В ближайшей школе выбило стекла. По данным специалистов, после основного взрыва могли взорваться бензобаки. Также не исключено, что в джипе были боеприпасы.
В течение получаса на место происшествия съехалось все руководство ингушских спецслужб. В республике был введен план «Перехват». Милиционеры досматривали автотранспорт и провели зачистку в ближайших к Назрани селах, где могли укрыться причастные к теракту люди. Однако поиски по горячим следам результатов вчера не дали.
По факту взрыва и гибели людей республиканская прокуратура возбудила уголовное дело по четырем статьям УК РФ -- «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов», «убийство двух и более лиц», «терроризм» и «незаконное хранение взрывчатых веществ». Одновременно прокуратура возобновила расследование уголовных дел по факту прошлых покушений как на самого Костоева, так и на его родственников. В сентябре прошлого года спецслужбы Ингушетии уже объявляли об уничтожении в городе Карабулак террориста Алихана Мержоева, который был организатором покушений на премьер-министра республики Ибрагима Мальсагова (25 июля 2005 года) и начальника ГУВД Назрани Джабраила Костоева. Однако после этого нападения на семью Костоевых не прекратились.
Как предполагают в МВД, за последним покушением на Костоева вероятнее всего стоит террорист номер один в России Шамиль Басаев, а непосредственными исполнителями преступления были находящиеся в розыске боевики из близкого окружения Басаева -- Адам Нальгиев и Али Тазиев. Последний хорошо известен местным спецслужбам. Бывший ингушский милиционер Али Тазиев с 1998 года числился как «героически погибший при исполнении служебного долга». Однако по данным сыщиков, Тазиев перешел в ряды боевиков, долгое время скрывался под фамилией Евлоев и пользовался прозвищем Магас. По данным УФСБ Ингушетии, он участвовал летом 2004 года в вооруженном нападении на Назрань, а также имел непосредственное отношение к захвату школы в Беслане.
Пока же ни одна террористическая группа не взяла на себя ответственность за смерть Костоева.
Между тем вчера его коллеги вместе с версией об убийстве за «принципиальную работу» в милиции, которую озвучил прокурор Ингушетии, рассказали «Времени новостей», что Костоев мог стать жертвой «кровной мести кого-то из местных». По данным неофициального источника из близкого окружения Джабраила Костоева, во время работы начальником ГОВД он неоднократно лично и вместе с братьями допрашивал задержанных за различные преступления, «используя при этом запрещенные и подчас жестокие методы» ведения беседы.
|