Забастовка персонала французского посольства в Москве перед 1 мая сорвала выезд полутора тысяч россиян во Францию. Российскому турбизнесу она обошлась как минимум в миллион евро. Эти убытки еще предстоит распределить между туроператорами, туристическими агентствами и их клиентами -- частными лицами. Сотрудники французского консульства защищены от материальных претензий своим дипломатическим статусом.
Вчера, когда консульство открылось впервые после выходных, острота кризиса несколько уменьшилась, но полностью преодолеть его не удалось. Оформляя визы, выдача которых была назначена на 27 и 28 апреля, консулы не успели рассмотреть часть документов, изначально запланированных на вчерашний день.
Рабочие человекочасы, потерянные в результате забастовки 27 апреля, вчера были отчасти компенсированы. Консульство проработало на 45 минут дольше обычного графика. Тем не менее пострадавшие туроператоры считают, что для разбора образовавшегося завала документов французским дипломатам понадобится не менее трех-четырех сверхурочных часов.
Забастовки оказалось достаточно, чтобы вместо 1500--1700 виз, которые посольство обычно оформляет за день на пике туристического сезона, 27 апреля туроператорам отдали только несколько сотен. Далее нерассмотренные документы стали накапливаться как снежный ком. Последний раз перед первомайскими выходными посольство работало 28 апреля. Те туристы, чей выезд во Францию был намечен на этот день или на 29 и 30 апреля, а также на 1 мая и кто не получил визы вовремя, просто остались в России. При этом часть из них провели 1 мая не дома. Клиенты из регионов, прибывшие в Москву для оформления документов, застряли в столице. А покупатели недорогих автобусных туров остановились на белорусско-польской границе в Бресте.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина приблизительно оценивает число не уехавших в эти дни во Францию туристов в полторы тысячи человек. При средней стоимости тура 800 евро это означает, что турфирмы и их клиенты потеряли не менее 1 млн евро. Проблема осложняется тем, что эти деньги в основном уже переведены принимающим агентствам во Франции и возвращать их, строго говоря, никто не обязан. Забастовки считаются форсмажорными обстоятельствами, которые снимают с французских партнеров ответственность перед российскими, а с российских турфирм -- перед клиентами.
Вчера, как сообщила г-жа Тюрина со слов представителей турфирм, дежуривших перед французским посольством, там были выданы визы всем, кто должен был получить их 27 и 28 апреля. При этом визы были оформлены сроком действия на месяц, чтобы туристы, у которых день отъезда уже остался позади, могли перенести тур на другое время (если им, конечно, удастся договориться с принимающей фирмой во Франции). Были также частично оформлены визы, намеченные к выдаче вчера, 2 мая.
Однако другая часть виз, запланированных на вчера, так и не была выдана. Г-жа Тюрина затруднилась сказать, сколько туристов из-за этого не смогут сегодня отправиться во Францию.
Однако она подчеркнула, что убытки российских турфирм продолжают расти. Они складываются из расходов на проживание «застрявших» групп в Москве и в Бресте, а также из прочих непредвиденных расходов (например, на доставку оформленных паспортов самолетом из Москвы в Брест). На вчерашний день только на белорусско-польской границе решения своей судьбы дожидались четыре автобусные группы туристов численностью в среднем по 45--50 человек каждая.
|