Ассоциация европейских туроператоров провела опрос ведущих туристических компаний, в ходе которого определились самые привлекательные в туристическом отношении страны континента. России в списке нет, и, по прогнозам специалистов, в ближайшее время наша страна там вряд ли появится.
Опрос проводился среди туроператоров, чьи объемы работы исчисляются миллионами туристов по четырнадцати номинациям, каждая из которых отражала различные стороны привлекательности туристических направлений. Настоящим «хитом» стала Хорватия, которая не только была названа «самой восхитительной страной» (23% опрошенных), но и лидирует в номинации «финансово наиболее выгодный отдых» (19%). Второе и третье места в «восхитительной» номинации заняли Чехия (15%) и Исландия (13%), а в «финансовой» – Испания (19%) и Чехия (13%). Наиболее привлекательным городом для влюбленных туристов признан Париж (71%), лучшим местом для ценителей искусства – Италия (91%), «городом тусовки» назван Лондон (33%), а «страной лучших пейзажей» – Швейцария (38%). Столицами шопинга европейские туркомпании считают Лондон (35%), Париж (32%) и Милан (23%), дешевле всего поесть можно в Праге (37%), а вкуснее всего – во Франции (58%). Три самые популярные европейские достопримечательности – Эйфелева башня (50%), колесо обозрения London Eye (29%) и римский Колизей (21%).
Дорого и некомфортно
Между тем ни одной российской достопримечательности, не говоря уже о стране в целом, в списке не оказалось. И это неудивительно. За неутешительной статистикой 2005 года, констатировавшей спад въездного туризма в России на 15,6%, последовали не слишком оптимистичные прогнозы туристических компаний относительно летнего сезона-2006. Ведущие российские туроператоры, специализирующиеся на приеме иностранцев, в один голос говорят о снижении популярности страны на международном туристическом рынке и, соответственно, дальнейшем сокращении турпотока. По мнению генерального директора одной из российских компаний Сергея Зенкина, нынешним летом ситуация вряд ли изменится к лучшему. И если в Москве и Санкт-Петербурге она более-менее стабильна, то регионы продолжают уверенно терять иностранных туристов. Ведь если десять лет назад интерес к России держался на факторе новизны и экзотики, то сегодня одного этого уже недостаточно. «Прежде всего, цены на путевки не соответствуют предлагаемому качеству обслуживания, – считает г-н Зенкин. – В среднем стандартный российский турпакет подорожал по сравнению с прошлым годом на 20%. А условия приема лучше от этого не стали. Допустим, появляется в регионе N более-менее приличный новый отель, и на него сразу же заявляется высокая цена. А то, что вокруг нет дорог и пасутся свиньи, не принимается во внимание. Конечно, владельцам гостиницы хочется поскорее окупить расходы на строительство, но для иностранцев это не аргумент. Впрочем, проблему туристической инфраструктуры нужно решать на государственном уровне. Наши зарубежные партнеры порой жалуются: устали привлекать туристов лишь одними храмами да соборами. Конечно, это интересно, но ведь если для нас, россиян, 18 век – старина, то для итальянцев, например, – новодел! То есть одними достопримечательностями стимулировать интерес сложно, нужно, чтобы все составляющие программы – рестораны, транспорт, сувениры, безопасность – были на высоком уровне».
Подобного мнения придерживается и PR-директор другой компании Олег Коляка, который также не ждет от предстоящего сезона положительной динамики. «На сегодняшний день мы предлагаем своим туристам в основном Питер и Москву. Еще не так давно разрабатывали туры по другим регионам – например, Сибири, Алтаю, Байкалу. Но сервис по-прежнему оставляет желать лучшего, и интерес падает. Насколько мне известно, наиболее успешно сейчас идут дела у компаний, которые, помимо двух столиц, продают Золотое Кольцо. Там хотя бы инфраструктура более-менее налаживается». Страшный образ родины
«По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, все эти проблемы по сей день не решены и не будут решены, пока за дело не возьмется государство. «Частный бизнес массово пойдет в туризм только тогда, когда для этого будут созданы привлекательные условия, – утверждает г-жа Тюрина. – Ведь предпринимателю имеет смысл строить отель там, где проведены коммуникации, есть нормальные дороги, свет, газ и так далее. А при нынешней инвестиционной политике государства ситуация вряд ли изменится в ближайшее время».
Туристов отпугивают и постоянные разговоры о том, что Россия – страна для туристов опасная. Западные СМИ с воодушевлением тиражируют новости об очередном нападение на иностранцев, акциях скинхедов и избиении темнокожих студентов. Противопоставить этому негативному образу России фактически нечего. По данным Федерального агентства по туризму, на некоммерческую рекламу отечественных курортов в западных СМИ, представительство на международных выставках и публикацию информационных буклетов государство выделяется катастрофически мало средств – всего 3 миллиона долларов. Для сравнения, в крошечной Словении рекламный бюджет составляет порядка 9 миллионов.
Свободный экономический отдых
Впрочем, государственные чиновники более оптимистичны. «Я не могу строить прогнозы на ближайший год, а тем более называть конкретные цифры, но воз сдвинулся с мертвой точки, у государства наконец-то дошли руки и до туризма», – заявил «НИ» заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Анатолий Ярычкин.
Проектов действительно множество. В частности, на второе чтение в Государственную думу будут вынесены поправки к закону «Об особых экономических зонах РФ». Этот проект, на ура прошедший первое слушанье, предполагает формирование в стране так называемых туристско-рекреационных зон, в которых будет разрешена разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других ископаемых, использующихся для профилактики различных заболеваний. Помимо различных налоговых льгот, которые будет действовать на данной территории, государство за свой счет построит там всю инженерную инфраструктуру: проложит дороги, проведет воду и электричество к местам будущих отелей. Однако этот проект уже натолкнулся на первые трудности. По данным Анатолия Ярычкина, финансирования хватит только на 3–5 особых туристско-рекреационных зон, а желание открыть такие мощные объекты для привлечения путешественников уже изъявила чуть ли не половина российских регионов. Вопрос о том, каким образом будет производиться их отбор, пока до конца не выяснен. От Чукотки до Калининграда
Много говорится в последнее время о превращении Якутии в крупный туристический центр. Там начался первый этап проекта «Инновационная модель развития аборигенного туризма в России». Координаторы проекта, на этой неделе посетившие Якутск, изучили возможности республики в сфере экологического и этнографического туризма. Теперь они отберут наиболее перспективные для развития районы Якутии, организуют курсы для местных жителей, которые позволят им научиться качественному сервису и общению с иностранцами. После чего помогут привлечь в регион частных инвесторов и непосредственно туристов. При этом авторы проекта рассчитывают на то, что основной доход от развития индустрии получат, прежде всего, сами коренные жители Севера.
Одновременно с этим разрабатывается целевая программа «Туристические центры», которая включает 12 проектов. В соответствии с ними планируется развивать такие туристические маршруты, как Серебряное кольцо России (Новгород – Псков – Петербург), Русский Север (Архангельск – Мурманск), Западная и Южная Сибирь, Бурятия, Татарстан. «В этих районах государство безвозмездно построит базовую инфраструктуру, что создаст условия для привлечения капитала, – пояснил «НИ» г-н Ярычкин. – Однако основную часть строительства отелей и туристических комплексов должны взять на себя частные инвесторы». Пока программа находится на согласовании в Министерстве экономического развития, после чего ей предстоит пройти еще целый ряд стадий одобрений. Поэтому говорить о ее вступлении в законную силу еще рано.
В общем, превратится ли Россия в популярное туристическое направление и как скоро, сегодня можно только гадать. Хотя подобные прецеденты в мировом туризме случались. Еще совсем недавно, например, в ту же Хорватию европейцы ехали не так охотно – после Балканских событий общий имидж страны оставлял желать лучшего. А теперь – первые строчки в рейтингах. Неплохо бы и нам перенять подобный опыт.
|