Угрозой провести «народное волеизъявление» лидер КПРФ Геннадий Зюганов пользуется как палочкой-выручалочкой всякий раз, когда требуется оживить угасающий интерес электората к КПРФ. Первая попытка провести референдум, напомним, была предпринята в 2002 году. Тогда коммунисты вынесли на всенародное обсуждение несколько вопросов, например об отмене частной собственности на землю, о размере коммунальных платежей, минимальных зарплат и пенсий.
Попытка провалилась: коммунистам даже не дали зарегистрировать инициативную группу в Краснодаре. А Дума внесла поправки в закон о референдуме, запрещающие интересоваться народным мнением за два года до парламентских выборов. Конституционный суд позднее согласился с этими поправками.
В прошлом году вступила в силу новая редакция закона о референдуме, максимально ужесточившая саму процедуру его проведения. КПРФ вновь попыталась пройти процедуру референдума, но ЦИК забраковала 15 из 17 вопросов, предложенных зюгановцами к референдуму. Не удовлетворившись таким исходом дела, Компартия организовала так называемый "народный референдум", итоги которого, впрочем, ни к чему никого не обязывают.
Вчера руководство Компартии предприняло новую попытку вернуть себе любимый инструмент давления на власть. Теперь через КС. Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников пояснил "Газете", в чем заключается главная претензия к закону о референдуме. "Какой вопрос к референдуму ни сформулируй, упрешься в запрет, который придумали ЦИК и Верховный суд", - сказал Иван Мельников. Напомним, закон запрещает выносить на референдум вопросы, которые касаются федерального бюджета, внутренних финансовых обязательств государства. "Но ведь любой вопрос связан с расходованием бюджета! - недоумевает Иван Мельников. - Фактически получается, что граждане не могут воспользоваться конституционным правом на референдум".
Член ЦИК Елена Дубровина считает, что шансы выиграть дело в КС у коммунистов нулевые. "Да, статья о финансовых обязательствах, по идее, могла быть более четко прописана", - пояснила "Газете" Дубровина. Однако пересматривать сейчас законодательство, регулирующее выборы и референдумы, вряд ли целесообразно: "Оно не так давно кардинально было изменено". Дубровина считает, что кампания по проведению коммунистами референдума во многом напоминала пиаровскую акцию, "потому что на референдум они пытались вынести вопросы, заведомо не соответствующие законодательству". К тому же нельзя не признать, что идея референдумов нынче значительно скомпрометирована, особенно на региональном уровне, где подтасовки и незаконная агитация - дело привычное.
Один из авторов жалобы в КС Вадим Соловьев сказал "Газете", что после принятия Конституции в 1993 году в России не было ни одного всенародного референдума. А в нынешней редакции закон о референдуме не позволяет оппозиции даже зарегистрировать инициативную группу по подготовке референдума. "Посмотрим, какое решение примет КС, - говорит Соловьев. - Стал ли он полностью "питерским" по духу или еще способен отстоять право граждан на референдум".
|