Газета «Комсомольская правда» и еженедельник «Аргументы и факты» неожиданно лишились лица в Америке. Российские издания не только потеряли свои торговые марки, но и ограничены в доступе к своим счетам в США. Они были арестованы в Нью-Йорке по решению судьи Кэрен Смит, напомнившей газетчикам, что десять лет назад у них объявился за океаном добровольный, но весьма дорогостоящий защитник, боровшийся за авторские права россиян с пиратами из русскоязычной эмигрантской прессы, без разрешения перепечатывавшей материалы из России. Нью-йоркский адвокат Джулиан Лоуэнфелд, взявшийся преподать пиратам правовой урок, утверждает сегодня, что весьма преуспел в деле защиты интересов популярных российских СМИ. Однако его старания так и не были вознаграждены. Поэтому теперь г-н Лоуэнфелд собирается проучить уже бывших своих подзащитных, требуя взыскать с них гонорар с процентами. Изначально стоимость своих услуг он оценивал в 434 тыс. долл., теперь надеется взыскать через суд в полтора раза больше.
У этого дела давняя предыстория из эпохи расцвета постперестроечной прессы, еще не потерявшей свои многомиллионные тиражи и не распределенной между олигархами и уполномоченными структурами. Американский русскоязычный еженедельник «Курьер», стремившийся донести до иммигрантской общины самые свежие новости с быстроизменяющейся родины, в начале 90-х без разрешения, договоров и гонораров перепечатывал заметки из ведущих российских газет. Поскольку журналисты и сами были не прочь зарабатывать на своих текстах -- в той же «КП», например, в ту пору существовало подразделение, договаривающееся о платной перепечатке ее материалов зарубежными изданиями, -- деятельность «Курьера» вызвала в Москве негодование. И как уверяет г-н Лоуэнфелд, «от имени и по инициативе группы ведущих российских газет и Союза журналистов РФ» он инициировал в Нью-Йорке иск против «Курьера». И дело выиграл. Однако, по словам адвоката, пока он в поте лица боролся за то, чтобы заморозить деньги на гибралтарском счете «Курьера», российские СМИ практически не финансировали судебные расходы, в том числе и дорогостоящую помощь экспертов. В итоге вопрос с издержками удалось решить -- по мировому соглашению, заключенному с «Курьером», они были оплачены признавшими свою неправоту пиратами. Но Джулиан Лоуэнфелд настаивает и на возмещении своих адвокатских расходов, о которых наниматели просто забыли.
Первый суд против бывших подзащитных юрист выиграл осенью 1999 года. Федеральный окружной суд Нью-Йорка постановил удовлетворить требования Лоуэнфелда. Но денег адвокат не дождался и опять обратился в суд. С учетом набежавших почти за семь лет процентов в 2006 году сумма долга российских изданий составила 682 тыс. долл. Судья Смит не только подтвердила правоту требований адвоката, но и в качестве денежного обеспечения распорядилась арестовать счета и торговые марки российских газет. И теперь ответчикам, в число которых помимо самих «КП» и «АиФ» входят офшорная фирма «АиФ» Media Express Ltd., американское представительство газеты Effect Publishing, Inc. и издатель «КП» в США Lorafco, Inc., предписано или расплатиться с юристом, или до 12 апреля опротестовать в суде решение об аресте счетов и торговых марок. Свое участие в процессе они должны юридически оформить в течение месяца. Если же они не сделают это, то по американским законам автоматически распишутся в признании своей вины.
Для проигравшей стороны информация из США прозвучала как гром среди ясного неба. Нынешние руководители упомянутых СМИ вчера с трудом вспоминали, кто такой Лоуэнфелд и само «дело «Курьера». «Нас застали врасплох, мы впервые услышали о каких-то обязательствах перед этим адвокатом», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, работа которого вчера была просто парализована просьбами дать комментарий по скандальному делу. Директор ИД «Комсомольская правда» по правовым вопросам Александр Иванов в беседе с корреспондентом «Времени новостей» отрицал наличие у «Комсомолки» каких-либо договоров с Джулианом Лоуэнфелдом. По его словам, в 1995--1996 годах в США действительно шла судебная тяжба с пиратами, однако «процесс умер, и никаких денег не было получено». «В 1998 году этот господин приезжал в Москву, он встречался с моим заместителем, однако когда мы попросили его предъявить договор или какие-нибудь иные документы, уполномочивающие его защищать наши интересы, он этого не сделал, поэтому больше мы с ним не виделись», -- рассказал г-н Иванов. В то же время он не стал утверждать, что г-н Лоуэнфелд взялся защищать права российских изданий исключительно из благотворительных соображений. Александр Иванов предположил, что адвоката мог нанять кто-то другой. «Или кто-то еще из российских изданий, или Союз журналистов. Издания, интересы которых он защищал, представлены целым списком, но наше к этому процессу не имеет никакого отношения», -- пояснил он. Представители же «Аргументов и фактов» пока воздерживаются от комментариев по поводу «призраков из прошлого».
Однако руководители «Комсомольской правды» не скрывают, что в любом случае известия из Нью-Йорка для них мало приятны, хотя, по их мнению, и не грозят материальными потерями. «Речь идет скорее об имидже: могут пострадать наши партнеры, издающие «КП» в США», -- говорит директор ИД «Комсомольская правда» по правовым вопросам. Издание ждет из Нью-Йорка официальных документов, чтобы выработать тактику ответных действий. О потере своего имени за океаном в «Комсомолке» пока знают только из сообщений информационных агентств.
|