В Совете Федерации готовятся поправки к закону о СМИ. Об этом вчера сообщила председатель комиссии верхней палаты парламента по информационной политике Людмила Нарусова. По ее словам, некоторые положения закона о СМИ устарели. Поправки будут касаться усиления ответственности журналистов за публикуемые материалы, а также положений о частных газетах и телеканалах. В частности, подчеркнула Нарусова, после принятия поправок в закон СМИ будут обязаны показывать или публиковать только предварительно проверенную информацию.
Сенатор также сообщила, что помимо этого верхняя палата парламента вместе с нижней предполагают внести несколько поправок в Уголовно-процессуальный кодекс: «Это поправки, касающиеся ответственности за недостоверную информацию, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды в СМИ». При этом она пояснила, что такие шаги обусловлены тем, что свобода слова, о которой говорится в законе о СМИ, была многими средствами массовой информации понята как вседозволенность, а в итоге, по ее словам, журналисты начали мстить власти за «многолетний пресс» ерническим отношением ко всему, что власть ни делает. По словам Нарусовой, «пресса и власть не понимают, что им жить в одной стране».
Она подчеркнула, что сегодня в России нет единой государственной информационной политики, а жаль, потому что «информационная политика связана с идеологией. Нельзя жить без идеологии». Сенатор в назидание отечественной журналистской братии напомнила: в тот момент, когда США вели войну в Ираке, не все СМИ могли писать правду об иракских тюрьмах.
В заключение председатель сенатской комиссии призвала представителей медийного сообщества к конструктивному диалогу, дабы преодолеть взаимное недоверие государства и журналистов.
Как подчеркнул в интервью «НГ» секретарь Союза журналистов России и один из авторов закона о СМИ Михаил Федотов, в нынешнем законе о средствах массовой информации говорится о том, что журналист имеет право не проверять информацию, которую ему кто бы то-ни было сообщает, однако «ту информацию, которую он распространяет, прежде чем он ее распространит, должен ее перепроверить». Секретарь СЖР подчеркнул, что есть «масса примеров, когда журналисты публикуют абсолютное вранье и говорят: как нам стало известно из достоверных источников». Все это прикрывается тем, что закон гарантирует неприкосновенность журналистского источника. Но это же не право врать?..»
Федотов подчеркнул, что пока не знает, какие конкретно поправки готовятся в комиссии по информационной политике Совета Федерации, отметив, что у него состоялось несколько телефонных разговоров с Людмилой Нарусовой. В ходе них была достигнута договоренность о том, что Федотов будет «помогать в этой ее (Нарусовой. – «НГ») деятельности». Федотов заметил: «Я надеюсь, что когда я ей понадоблюсь, она мне позвонит, и мы будем обсуждать конкретные формулировки, от которых все и зависит». По словам Федотова, журналист, безусловно, должен сообщать правдивую информацию, а вот как это обеспечить юридически – это значительно более сложный процесс. Его больше тревожит другое: в ближайшие дни в Госдуме будет рассматриваться проект закона о внесении изменений в ряд российских законов в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о противодействию терроризму, согласно коему в закон о СМИ «вносятся очень серьезные поправки». В частности, статья 4-я закона о СМИ, которая посвящена причинам, по которым можно закрыть СМИ, по словам Федотова, может быть расширена за счет фразы о том, что «нельзя использовать СМИ не только для пропаганды терроризма, но и для оправдания терроризма, обоснования терроризма». Федотов подчеркнул, что в таком случае, если кто-то напишет: «А давайте подумаем, почему в Чечне продолжается террористическая война?» – газету могут за это закрыть.
|