Президент Адыгеи Хазрет Совмен подал в отставку при скандальных и чрезвычайно запутанных обстоятельствах. Он объявил местному парламенту, что уходит, но позже вроде бы передумал. Федеральные власти в любом случае будут требовать от него отставки, поскольку Совмен – главное препятствие в объединении Адыгеи и Кубани. Заявление о своей отставке президент Адыгеи Хазрет Совмен сделал утром на заседании первой сессии нового созыва Госсовета-Хасэ (парламент республики выбрали в середине марта в рамках первого Всероссийского дня голосования). Визит Совмена в парламент и сказанные им там слова были столь стремительными, что адыгейские парламентарии до сих пор гадают, что же произошло. Как сообщает ИТАР-ТАСС, Совмен сказал, что уходит в отставку, попрощался с депутатами и вышел из зала. Несмотря на крайне стремительное прощание с депутатами, Совмен успел назвать имена людей, которых считает своими возможными преемниками: это главный врач «Клиники XXI века» Аскера Жанэ и глава Красногвардейского района республики Мурат Кудаев.
По информации российских информагентств, президент также передал текст заявления об отставке председателю парламента Руслану Хаджебиекову. Однако тот отказался поставить обсуждение этого вопроса в повестку дня и зачитать заявление. Предполагается, что в документе содержится мотивировка ухода, потому как объяснять свое решение президент публично не стал.
Прояснить, чем было вызвано это решение, действительно нелишне. Исполняющая обязанности начальника руководителя аппарата Госсовета Адыгеи Шамсет Схабо рассказала «Газете.Ru», что выступление Совмена перед парламентариями было довольно сумбурным. Президенту не понравилось, что кто-то из депутатов не встал, после чего Совмен сказал несколько слов и удалился. Подал ли он официальное заявление об отставке, депутаты так не поняли, но полагают, что такого документа не было. «Вопрос об отставке не рассматривался. Сегодня в парламенте была организационная сессия, она уже закончилась, у нас даже пока комитетов головных нет, чтобы что-то рассматривать», – пояснила Сахбо растерянность депутатов. Но парламентарии с сегодняшним заявлением намерены разобраться: «Теперь комитеты избраны, так что будут позже обсуждать этот вопрос».
Через пару часов после того, как Совмен покинул зал заседаний, его пресс-секретарь сообщил, что официально в отставку президент Адыгеи не подавал. «Это официальная информация – президент заявления об отставке не подавал», – заверил Абрек Чич. По его версии, глава республики заявил, что готов к конструктивному сотрудничеству с депутатским корпусом, но если слажено они работать не будут, то не имеет смысла в дальнейшем исполнении полномочий президента республики. Совмен, по словам пресс-секретаря, сообщил, что никогда не цеплялся и не цепляется за кресло и готов в любую минуту его оставить. «Я могу сделать это хоть сейчас, если депутаты поддержат мое решение», – процитировал пресс-секретарь слова президента. «Таким образом оснований для распространения информации об отставке президента Адыгеи не существует», – заключил Чич. Тем не менее, даже если это просто было слишком эмоциональное выступление лидера, как удалось узнать «Газете.Ru», у Совмена есть веские причины и повод для ухода в отставку. Перед тем, как отправиться на заседание в Госсовет, у президента состоялся серьезный телефонный разговор с полномочным представителем президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Дмитрием Козаком.
«С утра состоялся очень жесткий разговор полпреда с Совменом, – рассказал информированный источник в полпредстве в ЮФО «Газете.Ru». – «Либо активно работай, а если не можешь, уходи», – сказал Козак, и Совмен предпочел второй вариант». По словам источника, работой уже бывшего или почти бывшего адыгейского президента в полпредстве были очень не довольны: «Совмен постоянно то уходил в отставку, то не уходил, а итоги его деятельности оставляли желать лучшего». В этот раз, как считает источник, Совмен тоже решил схитрить, сначала объявив об отставке, а потом через пресс-секретаря забрав свои слова обратно. По словам собеседника «Газеты.Ru», «Совмен за последний квартал был в республике около 20 дней, а большую часть времени проводит за границей, преимущественно в Швейцарии».
Источник в полпредстве заверил, что фактически единственный результат работы уже экс-президента – постройка школы и больницы в родовом селе Совмена. «Но системной работы не было, – подчеркнул он. – Совмен последнее время фактически ничего не делал».
Надо отметить, что если избранный 12 марта парламент никак не ожидал такого сюрприза от президента на первом заседании, в полпредстве к такому развитию событий были явно готовы. Комментируя кандидатуру потенциального преемника Совмена, источник в полпредстве заявил, что представление о том, кто это будет, у полпредства уже есть, но говорить о конкретных фамилиях пока рано. Что касается будущего самого Совмена, то «разговор с Козаком был настолько жесткий, что никаких условий президент не выдвигал». Но, как заметил источник в беседе с «Газетой.Ru», «президент Адыгеи давно планировал перебраться на постоянное место жительства в Швейцарию, где ему удается довольно успешно играть на фондовом рынке, обеспечивая себе безбедное существование».
Если говорить о политической мотивации добровольной отставки Совмена, то она напрямую связана с обсуждаемым объединением Адыгеи и Краснодарского края в один субъект. Эта тема обсуждается давно и на скорейшем проведении референдума об объединении настаивает Кремль. Однако в республике такая перспектива мало кого радует вплоть до того, что вопреки федеральному законодательству был принят закон, вводящий запрет на проведение референдума по вопросам об изменении границ и государственного статуса республики. Этот нормативный акт отменили, и новый закон о проведении референдума должен был быть одним из первых проектов нового созыва парламента.
«Очевидно, эта отставка связана с вопросами объединения, – заявил руководитель отдела спецпрограмм Института социальных систем Дмитрий Бадовский «Газете.Ru», –Президент Адыгеи оказался между двух огней, и решил из нее выйти вот таким образом». По словам эксперта, Совмен давал определенные неформальные обязательства федеральному центру, что он будет способствовать объединению Краснодарского края с Адыгеей, но, с другой стороны, он не мог игнорировать и противостоять интересам национальной элиты, которые не хотят объединения.
По мнению политолога, после парламентских выборов в республике, вопрос об объединении явно застопорился, и в лучшем случае процесс начнется в 2007 году. «Уход Свомена приведет к тому, что объединительный проект будет вновь форсироваться. Хотя, конечно, это зависит от того, кто займет место президента», – считает Бадовский.
|