В нашей политической действительности такое понятие, как партвзносы, давно приказало долго жить. Современные российские партии существуют, как правило, на "партзаносы" - то есть финансовую помощь спонсоров. С недавних пор Центральной избирательной комиссии предоставлено право контролировать партийную бухгалтерию и обнародовать результаты "налоговых проверок". "Итоги" получили доступ к первой порции сведений о финансировании центральных органов политических партий - за четвертый квартал минувшего года. Финотчет оставляет немало вопросов относительно того, за чей счет они ведут свою деятельность.
Роль партии в истории
Еще в 2003 году Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию не исключил возможности формирования правительства, "опирающегося на парламентское большинство", и одновременно поставил задачу разобраться с тайным финансированием политических партий. То есть идея обеспечения прозрачности политобъединений была неразрывно связана с усилением их роли в управлении государством. Мол, мы вас допускаем до реальной власти, взамен вы нам гарантируете, что вас не финансируют различные "кукловоды". Что из этого вышло?
Закон, напомним, предусматривает максимальную сумму ежегодных пожертвований политической организации в размере одного миллиарда рублей. Что немало. Однако к этой цифре приблизилась лишь одна из 37 зарегистрированных в России партий. "Единая Россия" в четвертом квартале 2005 года "заработала" 268 миллионов. И при таких темпах партия власти положенный годовой финансовый лимит может даже перекрыть. Прочим это, мягко говоря, не грозит. На втором и третьем местах по богатству разместились "Родина" (31 миллион) и ЛДПР (25 миллионов). Иначе как предельно скромным их официальное финансовое состояние назвать трудно. Дальше - и вовсе нищета. От одного до 15 миллионов рублей на свои счета получили 11 партий. Меньше миллиона "заработали" 14 объединений. Шесть партий-бесприданниц все это время сидели на голодном пайке - у них не было никаких доходов. Три - "Русь", Народно-республиканская и Конституционно-демократическая - не представили по состоянию на 10 февраля вообще никаких сведений о своем финансировании, что грозит им в будущем ликвидацией по суду.
Естественно, эта бухгалтерия вызывает подозрения на предмет наличия в ней второго дна - то есть нелегальных схем финансирования политической деятельности. В том числе и по этой причине не приходится удивляться недавнему заявлению Владимира Путина о том, что России "нужна твердая президентская власть" и говорить в ближайшее время о партийном правительстве "было бы безответственно". То есть, если финансовой прозрачности от нынешних российских партий добиться пока не получается, доверять им формировать правительство никак нельзя. Ведь, как известно, кто платит, тот и музыку заказывает. А кто платит нашим партиям, точно неизвестно. Даже вкладчики обнародованной "белой" партийной кассы для широкой общественности пока закрыты - ЦИК обещает рассказать о крупных спонсорах (внесших единовременно на счета объединения более 400 тысяч рублей) ближе к лету по итогам сводного годового финотчета. Что уж говорить про финансирование "серое".
Глава ЦИК Александр Вешняков считает, что "в государстве должны озаботиться" непрозрачностью финансирования партий и "избавиться от комплекса преследования инакомыслия" (Фото: Александр Иванишин)
Кстати, некоторые оппозиционные партии наличия таких схем особо и не скрывают, полагая, что властям не следует знать об источниках их финансирования. Борис Немцов, например, недавно признался, что и под пытками не раскроет данные о спонсорах правых. Надо сказать, основания для такого пренебрежения буквой закона можно найти: а ну как перекроют источники финансирования. Прецеденты такого рода имеются. Достаточно напомнить главный, пусть и неофициальный, мотив обвинения Михаила Ходорковского: подкуп депутатов от оппозиции.
Одна из лазеек, позволяющая спрятать нелегальное финансирование, - некоммерческие фонды-однодневки. В прошлом за применение этой схемы критиковался как раз СПС. Сегодня, по словам главы ЦИК Александра Вешнякова, "вопросы есть не только к этой партии". О том, что проблема раскрытия партиями финансовой информации действительно существует, он рассказал в интервью "Итогам". Как утверждает председатель Центризбиркома, "партии боятся называть своих реальных спонсоров, а спонсоры - самих себя, потому как, с одной стороны, не исключают каких-то преследований, а с другой - в этом проявляется отсутствие традиции гласно получать финансовую помощь". Александр Вешняков также считает, что "в государстве должны этим озаботиться и избавиться от комплекса преследования инакомыслия".
Что же касается необходимости твердой президентской власти, то, по словам Владимира Путина, это обусловлено прозой жизни: в России почти отсутствуют "устойчивые политические партии". По мнению главы государства, близки к таковым всего две организации: КПРФ и "другая зарождающаяся, но уже точно устойчивая политическая сила - "Единая Россия". Она считается сейчас правящей". Хотя, судя по участию партий в региональных выборах, с подсчетами президента можно поспорить. Неплохую устойчивость помимо названных демонстрируют ЛДПР и Партия пенсионеров, участвующие в последнее время во всех региональных выборах. Семь партий ("Яблоко", СПС, Российская партия Жизни, Аграрная партия и другие) были заняты в выборах более чем в двух регионах. Двадцать шесть выдвигали своих представителей в одном субъекте Федерации или вообще не принимали участия в выборах и, видимо, не слишком долго будут продолжать имитировать политическую деятельность на федеральном уровне.
Не в деньгах счастье
Очевидно, помимо участия в выборах другим признаком устойчивости партий можно считать наполняемость касс. С этой точки зрения устойчивой можно называть только правящую на Охотном Ряду "Единую Россию". КПРФ в смысле финансирования уступает сразу семи конкурентам, не вошедшим в президентский список состоявшихся партий. Доходы коммунистов более чем в три с половиной раза ниже расходов "Единой России" только по одной статье - проведение партийных съездов и конференций. Хотя коммунисты всем назло давно доказали - результат их партии на выборах напрямую не зависит от ее благосостояния, а затраты на один голос левого избирателя самые низкие.
С этим мнением согласен и Александр Вешняков. Он считает, что "финансирование - это лишь одна из составляющих, свидетельствующая о деятельности партий. В современной истории было много примеров, когда партии съедали огромное количество денег, а потом лопались как мыльный пузырь". Еще одна особенность КПРФ - поддержка граждан, выраженная в рублях. Из четырех миллионов, заработанных коммунистами за квартал, один миллион - это средства, полученные партией от физических лиц. "Единая Россия", в свою очередь, живет исключительно на "партзаносы" лиц юридических.
Впрочем, власти озаботились скудностью партийного бюджета большинства участников выборов и с января 2006 года решили существенно увеличить их госфинансирование. Теперь девять партий, набравших на прошлых выборах в Госдуму три и более процентов голосов по федеральному списку или проведших не менее 12 депутатов по одномандатным округам ("Народная партия"), могут рассчитывать на выплату суммы из расчета пять рублей за каждый поданный за партию голос. Таким образом, в первом квартале 2006 года, например, КПРФ получит из бюджета более 38 миллионов рублей в виде компенсации за затраты на проведение избирательной кампании.
Закрыта ли тема партийного правительства навсегда? По словам Александра Вешнякова, "президент находится в поиске ответа на вопрос о необходимости введения партийного правительства... Только практика дальнейшего участия партий в выборах, поддержка избирателями тех или иных политических сил на выборах в Госдуму сможет четко показать, когда идея партийного правительства может быть реализована".
И никто, похоже, с этим уже и впрямь не торопится: ни Кремль, ни правящая в Думе партия с ее легально растущими доходами, ни стремительно беднеющая и по-прежнему местами непрозрачная оппозиция.
|