«Сибнефть» продал не Абрамович
Не только люди, знакомые с политэкономией, но и просто спортивные фаны с легкостью назовут самую громкую и крупную бизнес-сделку прошлого года: «Газпром» купил у Абрамовича «Сибнефть».
А вот и неправда. Формально никакая газовая монополия у азартного болельщика ничего не покупала. Формально всю хитрую операцию провернули две иностранные компании: британская «Millhouse Capital» (Абрамовича) и голландская «Gazprom Finance B.V.» (понятно, чья). Спрашивается, если «товарищи-маски» все равно известны, к чему весь этот огород городить и прочая конспирация? В «Газпроме» доверительно сообщили, что исключительно «для удобства организации финансирования». В переводе с умного на русский – для того, чтоб сэкономить на налогах.
Все вроде бы по закону, но даже Вадим Клейнер (директор компании «Hermitage Capital Management», представляющей интересы миноритарных акционеров «Газ-прома») посетовал на чрезмерное увлечение руководства монополии «серыми схемами».
– Я лично не против офшоров как таковых, – пояснил он «Собеседнику». – Мне не нравится, что они становятся ненужными посредниками между «Газпромом» и потребителями. До прошлого года мы, акционеры, вообще теряли из-за этого 100 процентов прибыли от поставок газа в Европу. Теперь, правда, теряем всего 50. Прогресс.
Под «прогрессом» Клейнер имеет в виду появление скандальной «РосУкрЭнерго», одна половина акций которой ютится в портфеле «Газпрома», а другая – непонятно, у кого. Весь газовый поток в Европу российская компания отдала этой «полупадчерице», а ее годовой навар эксперты, между прочим, оценивают в миллиард у.е.! Это значит, что «Газпром» теряет минимум полмиллиарда, а государство – налоги, которые можно было с госкомпании поиметь. Кто остается с деньгами? Те самые «непонятно кто». И стоило ради этого ссориться с Украиной?
«Горький» ушел на Багамы
Вы не поверите, но ни одно из полусотни судов полностью государственного «Совком-флота» не ходит под российским флагом. «Невский проспект», например, бороздит моря под полотнищем Либерии, «Юрий Сенкевич» – Кипра, а «Максим Горький» – Багам. Сомневаюсь, что на Багамах вообще знают, кто такой Горький, а на Кипре – Сенкевич. При этом «флаг» – это не просто кусочек материи, гордо реющий на мачте, это еще и обозначение страны, которая «имеет» с данного судна налоги. Но даже президентская яхта «Олимпия» (чьим сервисом занимается офшорная компания «Совкомфлота» «Unicom Management Services (Cyprus) Ltd.»), по сообщениям СМИ, курсирует вдоль сочинского побережья под стягом британских Виргинских островов.
– В России массовый уход судов в офшорные зоны начался с 1992 года, – пояснил «Собеседнику» источник в «Сов-комфлоте». – Во-первых, в офшоре судовладелец должен лишь оплатить регистрацию и ежегодно вносить символическую плату, а в России ему приходится расстаться с 30–40 процентами доходов. Понятно, что он выбирает офшор. Во-вторых, для получения в загранбанке выгодного кредита регистрация судна под офшорным флагом часто является непременным условием.
Как рассказал источник, вскоре в России начнут действовать новые правила, по которым налог с судовладельцев заметно снизится. Обещают решиться и банковские проблемы, поэтому «Совкомфлот» свои новые танкеры уже строит «под российский флаг». Но и от офшорных полотнищ пока не отказывается.
Кстати, недавно «Совкомфлот», точнее, два десятка его иностранных «дочек» и «внучек» подали в британский суд иск против бывшего руководства. Дескать, то «осиротило» компанию на сотни миллионов долларов. По неофициальной информации, ответчики «за центы» сдавали в аренду суда «Совкомфлота» «дружественным» офшорам, в недрах которых и осела прибыль госфирмы.
Офшоры тоже приватизируют
– Но «Совкомфлот» – случай особый, – рассказала «Собеседнику» аналитик РБК Наталья Бендина. – Большинство госкомпаний, которые заводят себе офшоры, не на все сто процентов принадлежат государству. Это акционерные общества, которые лишь формально контролируются чиновниками и своей главной целью ставят не пополнение федерального бюджета, а получение прибыли. Например, тот же Аэрофлот. (В числе «воздушных» акционеров действительно есть два офшора: из Кипра и Люксембурга. – Ред.)
Есть офшоры и у «Роснефти». «West Kamchatka Holding B.V.», допустим, зарегистрированная в Нидерландах. А у «дочки» «Роснефти» «Сахалинморнефтегаз-Шельф» есть свое дитя – «Shelf Limited» из Джерси.
Хорошо знакомы в офшорных зонах и с государственным российским «Внешторгбанком», который за бугром обзавелся как минимум десятком «дочек». А год назад многодетная «мамаша» засветилась в Санкт-Петербурге, где ее кипрский офшор «ITC Consultants limited» через посредников стал акционером «Северо-Западной ТЭЦ». Местная пресса тут же объяснила это «особыми интересами» губернатора Валентины Матвиенко, чей отпрыск занимает кресло вице-президента «Внешторгбанка».
А буквально на прошлой неделе топ-менеджеры «Интер РАО ЕЭС» («дочка» Чубайса, владеющая зарубежными активами) объявили о своем желании выкупить у шефа часть своих акций. Если трюк удастся, им достанется и доля в офшорных компаниях «Интер РАО», например в голландской «Interenergo B.V.», недавно купившей «Электрические сети Армении». Кстати, 59,8 процента акций «Interenergo» принадлежит «неизвестным лицам».
– Мировая общественность борется за прозрачную экономику, – считает Наталья Бендина. – Но в большинстве стран только делают вид, что борются с офшорами. Такой же показушной является эта борьба и в России.
И добавить тут нечего.
ликбез
Бизнес за бортом
Термин «офшор» (от английского «off shore» – «вне берега») впервые появился в середине прошлого века для обозначения финансовых организаций, избегающих налогового контроля. Вскоре этот термин стали применять к компаниям, которые регистрируются в «офшорных зонах» (или просто «офшорах») – государствах, предоставляющих налоговые льготы иностранным фирмам. Эксперты выделяют три наиболее распространенные цели, ради которых создаются офшорные компании: «оптимизация налогообложения» (как правило, фирма платит местным налоговикам фиксированную ставку, например 300 у.е. в год – независимо от доходов), сокрытие сведений об истинном владельце бизнеса и вывод капиталов за рубеж. Помимо формальных офшорных зон (Либерия, Панама и т.п.), есть еще и фактические, которые позволяют иностранным компаниям сэкономить на уплате налогов (Великобритания, Швейцария, Нидерланды и Ко). Открытие офшорной компании стоит не дороже $ 1000.
Еще на эту тему
Офшоры "Роснефти", "Аэрофлота", "Внешторгбанка" "Большинство госкомпаний, которые заводят себе офшоры, не на все сто процентов принадлежат государству. Это акционерные общества, которые лишь формально контролируются чиновниками и своей главной целью ставят не пополнение федерального бюджета, а получение прибыли. Например, тот же Аэрофлот. (В числе «воздушных» акционеров действительно есть два офшора: из Кипра и Люксембурга.)
Есть офшоры и у «Роснефти». «West Kamchatka Holding B.V.», допустим, зарегистрированная в Нидерландах. А у «дочки» «Роснефти» «Сахалинморнефтегаз-Шельф» есть свое дитя – «Shelf Limited» из Джерси.
Хорошо знакомы в офшорных зонах и с государственным российским «Внешторгбанком», который за бугром обзавелся как минимум десятком «дочек». А год назад многодетная «мамаша» засветилась в Санкт-Петербурге, где ее кипрский офшор «ITC Consultants limited» через посредников стал акционером «Северо-Западной ТЭЦ». Местная пресса тут же объяснила это «особыми интересами» губернатора Валентины Матвиенко, чей отпрыск занимает кресло вице-президента «Внешторгбанка».
А буквально на прошлой неделе топ-менеджеры «Интер РАО ЕЭС» («дочка» Чубайса, владеющая зарубежными активами) объявили о своем желании выкупить у шефа часть своих акций. Если трюк удастся, им достанется и доля в офшорных компаниях «Интер РАО», например в голландской «Interenergo B.V.», недавно купившей «Электрические сети Армении». Кстати, 59,8 процента акций «Interenergo» принадлежит «неизвестным лицам» [...]
Олег Ролдугин, "Собеседник" от 22.02.06
|