Совет директоров ОАО «Транснефтепродукт» покинет возглавлявший его заместитель руководителя кремлевской администрации Владислав Сурков – такое распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков. Любопытно, что главный идеолог Кремля был в очередной раз переизбран на эту должность всего три месяца назад – 18 ноября 2005 года. И вот, увы… Место Суркова в компании, видимо, займет председатель правления ОАО «Российский банк развития» Юрий Исаев (работал банкиром, замминистра экономразвития, а также советником первого заместителя руководителя ФСБ).
А г-ну Суркову нового аналогичного поста где-нибудь еще не предложили, что является плохим признаком: раньше таким образом из «параллельного» кресла председателя совета директоров «Совкомфлота» выпал Дмитрий Козак, сосланный президентом на Кавказ. Неизвестно, отправится ли Сурков тем же путем (возможно, в другую сторону), но известный экономист и оппозиционер кремлевской команде Михаил Делягин считает, что «сфера деятельности Суркова, бывшая главной еще осенью 2003 года, сейчас стала второстепенной, и он сам из когорты ключевых игроков передвинулся в колонну второстепенных». Причем не в силу личных ошибок, «ничего личного, только бизнес: факторы, определяющие власть и влияние, перешли в другую сферу, а он так и остался в старой…»
Потеря этой должности чревата не только и не столько материальными утратами. Во-первых, в России пока еще членам совета директоров платят относительно небольшие деньги – тысяч 50 в год (в долларах). К тому же все государственные чиновники (министры и их заместители, сотрудники администрации президента и т.д.) и вовсе несут эту ношу на общественных началах и зарплаты за такую работу не получают. Правда, существует практика возмещения им расходов, связанных с исполнением обязанностей членов совета директоров, не говоря уже о председательстве. Возмещение, как правило, идет вполне приличное, не считая немалых возможностей, которые дает близость к управлению финансовыми потоками контролируемой компании. Но самое главное: такая должность «кремлевского контролера» подчеркивает принадлежность к «наиближайшему кругу», а это дорогого стоит. Так что Сурков нынче уже ходит в «полуотстраненных».
Значит ли это, что Кремлю нынче, в канун проведения операции «Преемник», не очень нужен хороший политтехнолог? Время покажет. Но характерно, что кремлевские «силовики» во время нынешней рокировки практически не потеряли ничего. Замруководителя президентской администрации Игорь Сечин сохранил пост председателя совета директоров «Роснефти», как и его соратник – помощник президента по кадрам Виктор Иванов остался председателем совета директоров Концерна ПВО «Алмаз–Антей» и вновь выдвинут в состав совета директоров «Аэрофлота».
Зато появилась третья сторона – «псевдопремьерская». Еще совсем недавно Москва жила слухами о скорой отставке Михаила Фрадкова. Два ключевых министра – финансов и экономразвития даже устроили натуральный «бунт на корабле», обвинив главу правительства во всех смертных грехах. Обычно после таких скандалов кто-то уходит: или премьер, или министры. В данном случае, однако, все остались на местах, но Фрадков неожиданно повел себя, как полноправный хозяин российского Белого дома. Уволив из «Транснефтепродукта» Владислава Суркова, он отказал Герману Грефу в выдвижении в состав совета директоров нефтепроводной монополии ОАО «Транснефть» руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова, а также заменил его же в списках кандидатов в совет директоров «Газпрома» на руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина.
Впрочем, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что все эти перестановки делаются не по личной прихоти Фрадкова, а в строгом согласовании с волей хозяина Кремля. Да и послужной список г-на Нарышкина показывает, что он скорее человек Кремля, чем выдвиженец премьера. В трудовой книжке у нового газпромовца не только служба в Бельгии в должности эксперта от Госкомитета по науке и технике (известном, как «крыша» для многих советских разведчиков), но и работа в мэрии Санкт-Петербурга – вплоть до назначения заместителем начальника экономического управления администрации президента. Поговаривают, что в «Газпром» он командирован по предложению Игоря Сечина. И должен будет уже нынешней весной сменить там на посту председателя совета директоров Дмитрия Медведева, когда тот избавится от приставки «вице-» и станет председателем правительства. Весь вопрос – когда?..
|