Сегодня в Чечне пройдут первые похороны жертв мощного взрыва, вечером во вторник полностью разрушившего казарму спецбатальона «Восток» в чеченском селе Курчалой. В результате ЧП погибли 13 человек -- 12 военных-контрактников и женщина-повар. Еще 35 человек, четверо из которых находятся в тяжелом состоянии, госпитализированы. Это самые тяжелые потери федеральных сил в Чечне за последний год. Но уже вчера утром следователи заявили, что потери эти отнюдь не боевые. По основной версии, выдвинутой экспертами после осмотра руин казарма, причиной трагедии стал взрыв бытового газа на кухне. А президент Чечни Алу Алханов сразу же возложил часть ответственности за гибель бойцов батальона на местную газовую службу, которая, как выяснилось, ни разу не провела проверку помещений. Между тем сами сепаратисты сразу же записали ЧП в Курчалое на свой счет, сообщив о проведении очередной крупной диверсии.
Батальон спецназа ГРУ «Восток» считается одним из лучших на сегодняшний день военных спецподразделений в Чечне. Он был сформирован в 2003 году из этнических чеченцев и вошел в состав 42-й мотострелковой дивизии Минобороны России. Командует батальоном бывший «бригадный генерал Ичкерии», а ныне подполковник российской армии, Герой России Сулим Ямадаев. Именно благодаря четырем братьям Ямадаевым осенью 1999 года Гудермес сдался федеральным силам без единого выстрела. За это сепаратисты объявили клан Ямадаевых предателями Ичкерии, а шариатский суд приговорил их к смерти. (В марте 2003 года боевикам удалось добраться до одного из братьев -- Джабраила Ямадаева, он был взорван в своем доме подложенной миной.) Штатная численность «Востока» официально не разглашается. По некоторым данным, в батальоне служат около 5 тыс. бойцов. Батальон «Восток» принимал участие во многих ответственных операциях против боевиков, и сепаратисты не раз заявляли о намерении мстить каждому предателю.
По информации МЧС Чечни, взрыв в двухэтажном здании казармы в Курчалое, где дислоцировалась 4-я рота батальона «Восток», произошел около 20.30 во вторник. Здание было полностью разрушено, а руины сразу же охватил огонь. Локализовать пожар удалось только спустя час. Поначалу спасатели разбирали завалы вручную, затем бетонные плиты стали растаскивать подъемными кранами. На месте ЧП работали около 200 человек и 20 единиц техники. В течение ночи из-под завалов казармы доставали тела погибших и раненых. Всего в момент взрыва в казарме, как позже было установлено, находилось 43 человека. 12 извлекли из подвального помещения без признаков жизни. (Позже представители следственной группы заявили, что взрыв прогремел как раз в подвале здания, где находилась кухня.) Еще один раненый военнослужащий скончался в среду утром в больнице. По последним данным, погибли командир роты, три прапорщика, женщина-повар и рядовые-контрактники.
К 11 часам утра спасатели завершили разбор завалов. Около 30 специалистов Главной военной прокуратуры, военной прокуратуры Объединенной группы войск на Северном Кавказе, ФСБ, МЧС, которые вошли в следственную группу, работали на месте происшествия вчера до вечера. Почти сразу же следователи озвучили две основные версии трагедии -- взрыв бытового газа и детонация взрывчатки. Но после того как эксперты-взрывотехники обнаружили на месте ЧП три газовых баллона с пропаном, в том числе один разорвавшийся по сварному шву, версия взрыва газа стала основной.
По предварительным данным, из-за технической неисправности газовой колонки в подвале здания произошла утечка газа. Кроме того, как полагают эксперты, взрыв был усилен подрывом одного из трех газовых баллонов, которые находились в столовой. В результате прокуратура вчера возбудила уголовное дело именно о «нарушении правил противопожарной безопасности» и «халатности».
По словам прокурора республики Валерия Кузнецова, злополучные баллоны, найденные под обломками казармы, вчера были направлены на экспертизу, и уже установлено, где они были приобретены. «Не исключается, что один из них мог быть с истекшим сроком эксплуатации и когда его занесли с холода в теплое помещение, газ расширился, баллон не выдержал перепада давления и произошла утечка или даже разрыв по шву», -- отметил прокурор.
Бойцы самого «Востока», проживавшие в этой казарме, также подтвердили, что несколько дней назад к ним было завезено как минимум три баллона с пропаном. После аварии на газопроводе в Чечне, которая произошла 27 января, магистральный газ часто отключали. Медики также отметили, что каких-либо осколочных ранений, сопутствующих подрыву фугасов, у пострадавших нет. В основном военные получили переломы и ожоги. Несмотря на это, на интернет-сайте чеченских боевиков было размещено послание «штаба Военного Комитета ГКО-Маджлисуль Шура ЧРИ», который взял на себя ответственность за происшедшее.
Версию взрыва бытового газа поддержали и побывавшие на месте трагедии президент Чечни Алу Алханов и и.о. главы правительства Чечни Рамзан Кадыров, который прервал московскую командировку и вылетел в республику. Г-н Алханов, причем не дожидаясь окончательных выводов следствия, уже обвинил сотрудников местных газовых служб в безалаберности. «Я на сто процентов уверен, что районные газовые службы ни разу не побывали и не посмотрели, как работают там газовые системы. Ни одной отметки в этом журнале мы не нашли», -- заявил г-н Алханов. Руководство республики также пообещало выделить временное жилье военнослужащим батальона «Восток» и выплатить семьям погибших и пострадавших военных по 50 тыс. рублей
|