Министр культуры так называемого правительства Ичкерии (фактически -- чеченского сепаратистского правительства в изгнании) Ахмед Закаев, экстрадиции которого российская Генпрокуратура безуспешно добивалась в течение последних трех лет у властей Дании, Великобритании и Германии, может быть отозван из Европы своим непосредственным начальством.
В минувшие выходные на сепаратистских сайтах в Интернете было опубликовано сразу три указа так называемого ичкерийского президента Абдул-Халима Садуллаева. Указы касаются изменения структуры «кабинета министров», некоторых кадровых вопросов, а также местонахождения членов правительства. Там говорится, в частности, что «все первые руководители министерств и ведомств» должны находиться на территории Ичкерии, а за ее пределы имеют право отправляться только их заместители с конкретными командировочными заданиями. Это означает, что г-н Закаев и некоторые его менее именитые коллеги по «кабинету» в ближайшее время будут поставлены перед выбором -- нелегально вернуться в Чечню и жить в условиях подполья либо продолжать свое пребывание в Европе, но уже без титулов и чинов.
Сепаратистский президент, который стал "преемником" Аслана Масхадова после ликвидации последнего 8 марта 2005 года, стремится придать своему кабинету максимально воинственный вид. Он упразднил внешнеполитический и гуманитарный блоки, которые в качестве вице-премьера курировал Ахмед Закаев. Последний, соответственно, перестал быть вице-премьером -- теперь он остается только министром культуры, и то при условии скорейшего возвращения на родину. От должности освобождены еще два известных сепаратистских политика -- министр здравоохранения Умар Ханбиев и министр информации и печати Мовлади Удугов. Умар Ханбиев -- брат Магомеда Ханбиева. Последний до весны 2004 года считался одним из самых высокопоставленных ичкерийских военачальников, затем сдался Ахмату Кадырову, а в ноябре прошлого года был избран в парламент Чечни от СПС и теперь работает в тамошней комиссии по розыску без вести пропавших вместе с другим отставником -- генералом российской армии Ибрагимом Сулейменовым. К слову, именно Умар Ханбиев первым сообщил, что причиной сдачи бывшего ичкерийского министра обороны мог быть захват кадыровскими силами безопасности нескольких его родственников.
Что касается Мовлади Удугова, давно уже считающегося главным пропагандистом наиболее радикально настроенного крыла чеченского сопротивления, то он, покинув пост министра печати, сразу же был назначен на должность «директора национальной службы информации» при так называемом «государственном комитете обороны -- маджлисуль шура Ичкерии». В комментариях к указам, опубликованных «пресс-службой президента», говорится, что Абдул-Халим Садуллаев был обеспокоен дискуссией о будущем устройстве Чечни, которую в последнее время публично вели некоторые лидеры сепаратистов, в частности Мовлади Удугов и Ахмед Закаев. Судя по состоявшимся кадровым перемещениям, выиграл дискуссию г-н Удугов, склонный видеть будущее Чечни как шариатского государства. А г-н Закаев, более склонный поддерживать светский либерально-демократический проект, дискуссию проиграл. Сам он, впрочем, вчера заявил ряду агентств, что при необходимости готов вернуться на территорию Чечни. Однако знакомые с ним лично эксперты, с которыми вчера связался корреспондент «Времени новостей», считают, что «нынешние преемники масхадовского режима не могут иметь с ним ничего общего»: «Песок просыпался, дверцы закрылись. С тех пор как Абдул-Халим Садуллаев объявил о переносе боевых действий на территорию всего Северного Кавказа, он тем самым солидаризировался с Басаевым и преемником Масхадова считаться не может». Напомним, в прошлом году представители вооруженного фундаменталистского подполья ряда северокавказских республик принесли так называемый байат -- своеобразную присягу «шейху Абдул-Халиму», который с самого начала своего правления считается ставленником «террориста номер один» Шамиля Басаева.
|