В ходе аудита бывших компаний "Медиа-Моста", который проводит сейчас "Газпром", выяснилось, что компании "НТВ-Профит" и "Киномост" в мае продали права на многие принадлежащие им фильмы двум компаниям, подконтрольным Владимиру Гусинскому. С тех пор многие из этих фильмов успели показать на ТВ-6. Как представители "Газпрома", так и независимые эксперты утверждают, что права были проданы по ценам значительно ниже рыночных. Покупатели это отрицают.
"Газпром" установил контроль над "НТВ-Профит" и "Киномостом" только летом. А в конце весны, уже после того как команда Евгения Киселева покинула НТВ, состоялись сделки по продаже прав на показ фильмов (см. табл. ). Права продавались компаниям INTER TV и "Домашний экран" на ближайшие 9 - 11 лет. Интересно, что близкий к Гусинскому Владимир Досталь выступал в некоторых из этих сделок и покупателем, и продавцом: он был гендиректором и "Киномоста", и "Домашнего экрана". Последнюю компанию, зарегистрированную по тому же адресу, что и головной офис "Медиа-Моста", и учрежденную гибралтарской компанией Rolleston Limited, он возглавляет и теперь. Что касается INTER TV, ее учредителем был главный финансист "Медиа-Моста" Антон Титов.
Официальный представитель "Газпром-Медиа" Олег Сапожников заявил "Ведомостям": "У нас есть все основания полагать, что продажа прав "Домашнему экрану" и INTER TV - это вывод активов в интересах акционеров, теряющих контроль над компанией". По его мнению, цены сделок "явно нерыночные и занижены в несколько раз". Кроме того, покупатели до сих пор не полностью расплатились за некоторые фильмы.
С этим мнением в целом согласны и независимые эксперты. По оценке одного из руководителей крупной продюсерской компании, 10-летние права на фильмы, проданные "Киномостом" "Домашнему экрану", на рынке стоили бы $6 - 8 млн, а не $2 млн. "Право на каждый показ одного часа продукта такого качества стоит от $30 000", - говорит продюсер. Редактор российского кинопоказа RenTV Александр Шпагин тоже считает, что цены сделок были значительно ниже рыночных. "Я не могу комментировать сделки с "Домашним экраном" - это наш деловой партнер, - говорит Шпагин. - Но что касается сделок с INTER TV, то там цены по каждому фильму занижены минимум в два раза".
Досталь комментировать сделки отказался. А до сих пор возглавляющий "НТВ-Профит" Игорь Толстунов говорит, что цены были честными и никакого давления со стороны тогдашнего контролирующего акционера - Гусинского - он при продаже прав не испытывал. Но бывший глава компании "НТВ-кино", а ныне продюсер РТР Владилен Арсеньев говорит, что все было иначе. "Начиная с осени 2000 г. , когда стало ясно, что Гусинский потеряет контроль, на меня началось давление из "Моста", чтобы фильмы "НТВ-кино" перекидывать на компанию Досталя, - говорит Арсеньев. - Когда я в октябре отказался это сделать, они прекратили финансировать все проекты "НТВ-кино", люди сидели без зарплаты. А Толстунов и Досталь все вывели, и я не знаю, на какие деньги теперь будут существовать "Киномост" и "НТВ-Профит".
Именно фильмы, купленные "Домашним экраном" и INTER TV, помогли новому пристанищу журналистов НТВ - каналу ТВ-6 - заметно увеличить рейтинг, считает руководитель информационно-аналитического отдела компании "Видео Интернешнл" Виктор Коломиец ( "Видео Интернешнл" продает рекламу на ТВ-6).
По данным Gallup Media, средняя доля аудитории ТВ-6 до прихода на канал команды Евгения Киселева составляла 5,5 - 6%. К ноябрю этот показатель вырос до 9,4%. Однако, говорит Коломиец, "все перешедшие с НТВ и придуманные уже на ТВ-6 публицистические проекты типа "Гласа народа" или "Забытого полка" имеют средние или низкие показатели (единственное исключение - "За стеклом"). А рост средней доли аудитории канала математически происходит за счет высоких рейтингов кинопродукции и особенно сериалов, произведенных в компаниях "Медиа-Моста", которые устойчиво держат рейтинг 12 - 15% ". По мнению Коломийца, не последнюю роль сериалы играют и в успехе новостного вещания ТВ-6: "Они "подпирают" с двух сторон выпуски новостей суперпопулярным "мылом".
|