В России 2005 год прошел под знаком слияний и поглощений в медиабизнесе. И главная тенденция — паломничество непрофильных инвесторов, которые вроде бы никогда не испытывали особой тяги к СМИ. Так, “Северсталь-групп” получила доли в двух телеканалах, cовладельцы “Кузбассразрезугля” купили половину Издательского дома Родионова, акционером телекомпании Ren TV стал даже “Сургутнефтегаз”.
В России в медиабизнесе и раньше было немало непрофильных инвесторов. В империю Владимира Потанина входит холдинг “Проф-Медиа”, объединяющий газеты и радиостанции с выручкой более $140 млн. Борис Березовский владеет издательским домом “Коммерсантъ”, а владельцу НЛМК Владимиру Лисину принадлежит газета “Газета”.
Но в этом году их ряды пополнились в первую очередь за счет металлургов. По оценке управляющего директора Private Equity Кирилла Дмитриева, в 2005 г. на скупку СМИ было потрачено около $500 млн. Рафаэль Акопов из “Проф-Медиа” оценил объем сделок более чем в $600 млн. Существенная часть этих денег была потрачена в начале года, когда финский издательский дом Sanoma WSOY за 142 млн евро купил Independent Media (издает Cosmopolitan, FHM, “Ведомости” и проч.). Летом началась череда сделок с акциями телеканала Ren TV, 30% которого в итоге достались немецкой RTL Group и по 35% контролируют “Сургутнефтегаз” и “Северсталь-групп”. Эти акции обошлись им примерно в $150 млн.
У “Северстали” в этом году появился еще один телеканал — вместе с банком “Россия” металлургическая компания стала совладельцем ТРК “Петербург”, которая уже в январе поборется за лицензию на 41 частоту в российских регионах.
Куда меньше денег потратила “Газпром-Медиа”, которая летом купила за $25 млн у “Проф-Медиа” 50,7% акций газеты “Известия”. Через некоторое время появилась информация, что до конца 2005 г. монополия планирует выкупить у близкой “Лукойлу” компании “Медиа-Центр” оставшиеся акции газеты. Правда, планы остались невыполненными, и переговоры, скорее всего, будут продолжены в новом году. Позже “Газпром” сделал подарок Петербургу, купив на родине президента газету “Петербургский час пик”. Что это — бизнес или благотворительность? По данным Национальной тиражной службы, средний дневной тираж “Известий” составляет 200 000 экземпляров, читательская аудитория, по оценке агентства TNS, — 357 000 человек. По словам одного из бывших топ-менеджеров газеты, совокупный доход “Известий” в 2004 г. от рекламы, продажи газеты и арендных сборов составил около $13-14 млн.
Прибыли газета не приносит. Представители “Газпром-Медиа” утверждают, что будут делать из “Известий” прибыльный проект — в 2006 г. штат издания будет сокращен чуть ли не на половину, газета будет жить по новому бизнес-плану. Но при этом все в один голос утверждают, что это была “не рыночная” сделка. Например, руководитель группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин считает, что покупка сделана под будущие выборы, когда Кремлю понадобится монополия на “либеральные, но в меру” СМИ.
По мнению Дмитриева из Private Equity, покупатели СМИ преследовали две цели: консолидация перед выборами 2008 г. и потенциальный рост капитализации. “Наиболее интересным с точки зрения рентабельности остается телевидение, на втором месте глянец, на третьем — массовые “АиФ”, “МК” и “Комсомольская правда”, — считает он. Акопов из “Проф-Медиа” говорит, что большинство крупных сделок на рынке СМИ все-таки были чисто коммерческими: “Участие RTL в покупке телеканала Ren TV также говорит о наличии бизнес-контекста и в этой сделке”.
Но были сделки, которые эксперты не смогли отнести ни к одной из категорий. Например, покупка Издательским домом Родионова (журналы “Профиль”, “Карьера”, MoulinRouge/Max, “Домовой”, “русская версия BusinessWeek) журналов “Компания” и “Крестьянка”. А ИД “ОВА Пресс” продал журнал “Огонек” петербургскому “Телекоминвесту”. Совладелец “Юкоса” Леонид Невзлин продал “Московские новости” украинскому медиамагнату Вадиму Рабиновичу, который позже переуступил ее российскому предпринимателю Аркадию Гайдамаку. А Борис Березовский продал “Независимую газету” Константину Ремчукову, помощнику Германа Грефа.
|