С экономической точки зрения, разрыв контракта с ЦСКА по инициативе «Сибнефти», в результате которого клуб потеряет заложенные в бюджет на следующий год 18 миллионов долларов, выглядит логично. Действительно, после покупки «Газпромом» «Сибнефть», сохранив свое юридическое лицо, почила как бренд. Не рекламирует ведь «ЛУКОЙЛ» отдельно «Когалымнефтегаз», а «Вымпелком» вкладывается в раскрутку бренда «БиЛайн», а не региональных сотовых компаний, входящих в холдинг. Футбольное поле для пиара у «Газпрома» уже есть — «Зенит». Питерский. По тем же причинам лишился президента ярославский «Шинник», судьба которого сейчас повисла в воздухе. Николай Тонков представлял интересы Ярославского шинного завода, который, транзитом через «Сибур», также входит в газпромовскую империю. Сейчас клуб вроде как передан в собственность региона, хотя г-н Тонков и требует с него неустойку в 120 миллионов рублей, угрожая в противном случае просто ликвидировать команду. Но это, как ни странно, только нюансы. Суть проблемы в том, что ни «Сибнефть», ни «Газпром», ни «ЛУКОЙЛ» в принципе не нуждаются в футбольных клубах как в рекламной площадке. Это крупные сырьевые холдинги, экспортирующие львиную долю своей продукции. А за рубежом наш футбол имеет неоднозначную репутацию. Бренд «Газпром» несоизмеримо состоятельнее бренда «Зенит», и кто кого в этой ситуации рекламирует, непонятно. Футбольные клубы для крупных компаний — это затратные активы, не приносящие никаких дивидендов, в том числе и маркетинговых. Это такая имиджевая цацка, нужная не холдингу, а его (со)владельцу. Именно желанием помериться манишами и кавенагами, как длиной лимузинов, обуславливался до последнего времени лавинообразный приток денег в наш клубный футбол. Сейчас пришло иное время: те инвесторы, которым футбол действительно интересен, в том числе и как бизнес — на перспективу, останутся. Остальные отвалятся. Увы, как и команды, находящиеся на их содержании. Грустно одно: первыми в этой гонке капиталов погибают слабые (с точки зрения денег, а не игры), то есть те, за кем олигархи не стояли и не стоят. Самый яркий пример — самарские «Крылья», которые удалось спасти только чудом. Их соседи, хоккейная «Лада», пока на плаву. Но никто не знает, какой она будет в следующем сезоне. Выход один — диверсификация источников финансирования. Когда спонсоров несколько, меньше шансов, что они откажутся от тебя одновременно. С этой точки зрения очень интересно, как выкрутится президент ЦСКА Евгений Гинер. В том, что он выкрутится, сомневаться не стоит. Поскольку уже давно для всех ясно, что за ЦСКА стоит Абрамович. Наверняка будет создана некая компания, что-то вроде «Солнышко ЛТД», которая и будет спонсировать армейцев деньгами Романа Аркадьевича. КОММЕНТАРИЙ Сергей ФАЛЬКОВ, председатель совета директоров спортивного агентства Эй-Ти-ЭС: — ЦСКА в любом случае без спонсоров не останется. На данный момент это очень и очень серьезный бренд. Под который всегда найдутся деньги. Не секрет, что раньше ЦСКА патронировал Абрамович. Будет ли он заниматься этим дальше? Это вопрос непосредственно к Роману Аркадьевичу. Что касается «Шинника»… Если губернатор Ярославской области Лисицын сможет создать новый пул меценатов, то клуб останется на плаву. Оценивая сложившуюся ситуацию, можно сказать одно: в российском клубном спорте кончилось время шальных денег. Будущее за клубами, владельцами или спонсорами которых являются сырьевые компании, корпорации, занимающиеся связью или машиностроением. А также так называемые олигархи. Вроде Леонида Федуна в «Спартаке» или Алексея Федорычева в «Динамо».
|