В скандальном деле владельцев столичного художественного салона «Русская коллекция» супругов Преображенских, обвиненных в торговле поддельными полотнами известных художников, появились неожиданные подробности.
Супруги Татьяна и Игорь Преображенские были арестованы в конце октября. Их обвинили в том, что они обманули своего клиента, продав ему около двух десятков поддельных картин, выдав их за работы известных русских мастеров -- Киселева, Шишкина, Айвазовского, Сверчкова, Орловского.
Салон «Русская коллекция» считался одним из крупнейших дилеров антиквариата. В его экспозиции кроме русской живописи были представлены работы западноевропейских художников, иконы, авангард, бронза, серебро, фарфор. Подлинность товаров подтверждалась заключениями авторитетных экспертов. В частности, сотрудниками Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской имени академика Грабаря. Стоимость некоторых картин оценивалась в сотни тысяч долларов. Поэтому неудивительно, что арест артдилеров такого уровня тут же «обвалил» рынок. Многие антиквары даже выдвинули версию, что это дело стало результатом закулисных интриг с целью сыграть на понижении цен. Все оказалось намного банальнее.
Супруги Преображенские начали свой бизнес в Петербурге и лишь пару лет назад переехали в Москву и открыли салон «Русская коллекция» в престижном Гостином дворе. Довольно быстро они смогли обзавестись серьезными клиентами. Одним из них стал бизнесмен Валерий Узжин. Как рассказала его адвокат Валерия Жарикова, бизнесмен увлекся русской живописью и, решив стать коллекционером, по рекомендации одного приятеля познакомился с Татьяной Преображенской. Та предложила г-ну Узжину приобрести картину художника Киселева, цены на полотна которого последнее время быстро росли. Сделка оказалась удачной, а Узжин подружился с Преображенскими и купил у них около двух десятков полотен. В начале этого года Татьяна Преображенская рассказала Узжину, что собирается купить новое помещение для галереи, но поскольку она не была уверена, что у нее хватит средств, предложила ему войти в долю. Через некоторое время было найдено нежилое помещение во 2-м Обыденском переулке стоимостью 2,3 млн долл. При этом г-жа Преображенская сообщила, что оплатит все сама, но для этого ей нужно найти покупателей на Mercedes E-240 ее мужа и квартиру в недостроенном жилом комплексе «Новая Остоженка». Валерий Узжин согласился помочь, и вскоре машину и квартиру купил его давний друг Виктор Кан.
Прошло несколько месяцев, и как-то летом к г-ну Узжину зашел приятель. Бизнесмен показал гостю свою коллекцию, а тот вдруг усомнился в подлинности картин. Он обратил внимание на то, что у г-на Узжина работ художника Киселева больше, чем в Третьяковской галерее, что само по себе странно. Бизнесмен решил еще раз проверить картины. И каково же было его удивление, когда специалисты независимого экспертного института «Арт Консалтинг» объявили, что все его полотна -- фальшивки. На самом деле они принадлежали кисти малоизвестных западноевропейских мастеров. Их скупали на аукционах по цене около 10 тыс. долл., затем тщательно -- до мазка -- корректировали все детали, чтобы придать сходство с произведениями русских художников, подделывали подписи и старили новую краску.
Разгневанный Узжин позвонил Преображенской и потребовал объяснений, но та ничего толком не сказала, а потом и вовсе пропала. А вскоре г-на Узжина вызвали в УВД Центрального округа столицы для допроса свидетелем по делу о мошенничестве в отношении г-жи Преображенской. Та пожаловалась, что «неустановленные лица» обманули ее при продаже того самого помещения для новой галереи. По ее словам, она перевела 2,3 млн долл. на счет продавца -- фирмы «Орлеан компани», которая на следующий же день исчезла, а настоящим хозяином помещения оказалась другая фирма. Свидетелем по этому делу был также и г-н Кан. «С самого начала допроса нам стало понятно, что он носит предвзятый и обвинительный характер. Допрашивали иногда по восемь часов кряду. Следователи постоянно кричали на Узжина и Кана, вели себя некорректно», -- рассказала адвокат Виктория Жарикова. При этом следователи ОВД ЦАО придумали оригинальный ход. В обеспечение гражданского иска Преображенской о возмещении причиненного ей ущерба они наложили арест на Mercedes г-на Кана и на квартиру в «Новой Остоженке». К тому времени дом уже достроился, и г-н Кан перепродал квартиру своему приятелю Вячеславу Русакову. А тот, придя в строительную компанию «Дон-строй», узнал, что оформить ее в собственность не сможет, так как следователи запретили совершение любых сделок с ней. По УПК арест в обеспечение иска может быть наложен только на имущество подозреваемого или обвиняемого, в то время как г-да Узжин и Кан были лишь свидетелями. При этом Mercedes никогда Преображенской не принадлежал, а был до продажи в собственности у ее мужа. Именно ему, как ни странно, и передали милиционеры машину «на ответственное хранение». Как рассказала г-жа Жарикова, Таганский райсуд, несмотря на очевидные нарушения, подтвердил законность ареста, проигнорировав жалобы адвокатов.
Поскольку г-н Узжин так и не сумел получить от Преображенской объяснения по поводу фальшивых картин, то он в свою очередь тоже обратился в милицию с заявлением о мошенничестве. И тогда дело было возбуждено уже в отношении самих гг. Преображенских.
«В торговле антиквариатом часто происходят случаи продажи фальшивок, но, как правило, в таких случаях вещи возвращают продавцам и получают назад деньги. В данном случае г-жа Преображенская, видимо, решила пойти по другому пути, -- считает адвокат г-на Узжина Евгений Мартынов. -- Ее заявление в милицию стало ответом на законную претензию бизнесмена к проданным картинам, и таким образом она попыталась безосновательно обвинить Узжина в совершении преступления».
Кстати, сразу после ареста владельцев «Русской коллекции» г-ну Кану вернули арестованное имущество, хотя жалоба на решение Таганского суда до сих пор находится на рассмотрении Мосгорсуда. Следователя ОВД ЦАО Александра Дорофеева отстранили от расследования дела по заявлению г-жи Преображенской. А делом о фальшивых картинах теперь занимается Следственный комитет при МВД, который проверяет подлинность не только картин г-на Узжина, но и все остальные ценности, проданные «Русской коллекцией».
|