В рамках празднования Дня народного единства свой форум в Нижнем Новгороде провели российские мусульмане. В пятницу они обсуждали преимущественно богословские вопросы, а в субботу перешли к политике: говорили о перспективах ислама в новом тысячелетии, внутриконфессиональном единстве, исламофобии и борьбе с экстремизмом.
Оказалось, что круг тем мало отличается от тех, которые волновали участников самого первого всероссийского съезда мусульман, проходившего в этом городе сто лет назад: отсутствие качественного образования, представительства в общественных и политических структурах и конфессионального равноправия. Даже итоговые резолюции почти совпали, за исключением разве что новейшего пункта о противодействии экстремизму. Кроме того, на этот раз мусульмане несколько раз настойчиво намекнули, что не за горами день, когда они перестанут быть в России меньшинством.
Организаторы очень радовались, что форум совпал не только с окончанием священного месяца рамадан, но и с Днем народного единства. Хотя День единства явно подпортил их планы: большинство высокопоставленных приглашенных были, похоже, так увлечены торжествами, что на участие в форуме у них уже не хватило сил. Гостями должны были стать губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, несколько видных федеральных политиков и высокое духовенство всех традиционных конфессий. В итоге видимость представительства удалось соблюсти лишь отчасти. От Приволжского федерального округа приехал начальник Главного управления МВД генерал-полковник Владимир Щербаков. Вместо губернатора Валерия Шанцева был спикер областного парламента Евгений Люлин. Но самой удручающей оказалась ситуация с духовенством. От имени РПЦ форум по-арабски приветствовал глава епархиальной службы протокола отец Андрей Милкин. А вот из мусульманских священнослужителей присутствовали только глава нижегородского духовного управления (ДУМНО) Умар Идрисов, муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов и председатель межрегионального духовного управления мусульман Поволжья Мукадас Бибарсов.
Священнослужители сетовали на то, что многие приглашенные из Совета муфтиев России -- в частности, его председатель Равиль Гайнутдин -- обещали принять участие в форуме, но в последний момент отказались без объяснения причин. В кулуарах форума вполголоса называли причину: форума мог оказаться слишком реформистским, поскольку на него съехались сторонники создания единого, общероссийского духовного управления мусульман. Этот пункт, пусть и в мягкой формулировке, попал в итоговую резолюцию. Организаторы считают ненормальной ситуацию, когда ислам даже в межрелигиозном совете при президенте представлен тремя организациями вместо одной, а число духовных управлений перевалило за полсотни. Идея сократить их число импонирует многим молодым мусульманским интеллектуалам и в то же время не вызывает негативной реакции в администрации президента, с которой, по словам представителей ДУМНО, съезд был согласован: Кремль едва ли будет возражать, если духовные управления выстроятся в одну вертикаль.
Помимо реформистских идей помешать явке мог большой съезд мусульман, запланированный на конец ноября в Казани. Казань считается главным исламским духовным центром Поволжья, и казанский муфтият весьма ревниво следил за подготовкой нижегородского съезда. «Когда форум готовился, нам пришлось преодолеть немало препятствий, -- говорит Усман Идрисов и шутит. -- Есть старинная мудрость: главный враг татарина -- сам татарин. Никто не мешает нам больше, чем мы сами». Но представительности форуму явно недоставало. Практически никто не представлял мусульман Кавказа, и даже от общественной организации «Российское исламское наследие» (РИН), которая презентовала себя как главного патрона форума, присутствовал только заместитель председателя Шаукят Аввясов.
Это не помешало участникам горячо дискутировать друг с другом, представителями власти и академическими учеными. Споры начались сразу же в связи с 4 ноября: одни считали, что праздник касается и мусульман, другие сетовали, что он вышел сугубо православным. Г-ну Аввясову не понравилось, что символом народного единения выбрали православный колокол. «Святыни наших братьев русских святы и для нас, -- возразил ему корректный глава ДУМНО Умар Идрисов. -- Пусть звучат и колокола, и призыв к молитве с минаретов. Главное -- сохранить межнациональный и межконфессиональный мир. Если произойдет такой раскол, России точно не будет».
Лелеять межконфессиональный мир -- занятие не из простых. Это стало ясно после того, как в зале, в котором собрались вполне умеренные и образованные люди, прозвучали слова о противостоянии губительному влиянию западной культуры, лицо которой -- порнография и гомосексуализм. Обличать западную культуру пытался депутат Государственной думы от «Родины» Шамиль Султанов. И ему сразу мягко предложили поберечь пыл для парламентских прений. Но и другие выступающие были весьма резки. «Важно, чтобы постоянно произносимые слова о братстве и равенстве не оказались пустыми, -- сказал муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов. -- Нас часто упрекают в нежелании интегрироваться. Но ведь есть вещи, которые мусульманин не может не делать. 40% молодых татар и так отказались от своего языка. 80% женщин отказались одеваться по исламу. Очень мало кто из мужчин ходит в мечети. Что нам надо сделать еще, чтобы интегрироваться? Хлестать водку и есть свинину?»
Г-н Аширов назвал и рецепт, с помощью которого Россия могла бы сохранить стабильность и победить экстремизм: «Чтобы люди не смотрели друг на друга через прицел автомата, российскому светскому государству достаточно просто соблюдать свои собственные законы. Посмотрите на беспредел, который творили власти в Нальчике и Дагестане. А ведь соблюдение государством своих собственных законов -- самая надежная основа лояльности мусульман».
«Больно слушать прокуроров Шепеля и Колесникова, когда они говорят, что нападение на Нальчик -- это дело рук международного терроризма, -- говорит глава межрегионального духовного управления мусульман Поволжья Мукадас Бибарсов. -- Ведь международный терроризм не приходит на готовое. Чего можно ожидать в ситуации, когда человек, который просто совершает намаз, сразу же объявляется ваххабитом? А если Дума примет закон о ваххабизме, это будет похоже на 1937 год: обвинить можно будет любого. Дела будут штамповать так же, как сейчас по «Хисб-ут-Тахрир».
Напомним, «Хисб-ут-Тахрир» -- запрещенное в России международное движение. Как раз сегодня в суде Нижнего Новгорода должны будут вынести приговор троим активистам этой организации. Муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов, которого власти привлекали в качестве эксперта для анализа программы этого движения, отрицает, что она содержит требование вооруженного свержения конституционного строя. Его нижегородский коллега Усман Идрисов более осторожен в суждениях: «Мы всячески старались смягчить судьбу подсудимых. Но мы не можем и не должны нести за них ответственность, тем более что один из них палестинец, а двое других дагестанцы». Но Мукадас Бибарсов также считает, что власть часто проявляет досадную некомпетентность в работе с верующими: к примеру, недавно в Ульяновской области были избиты и депортированы в Саратов шесть активистов пакистанской организации «Тавлид», визит которых был согласован с властями, но закончился в антитеррористическом центре. За МВД заступился Усман Идрисов: по его словам, в Нижегородской области тоже создан центр Т, но возглавляют его «не менты и не солдафоны, а настоящие интеллектуалы в милицейской форме -- два полковника, один доктор философских, другой доктор психологических наук». «Лучше 60 лет несправедливой власти, чем одна ночь безвластия», -- назидательно добавил муфтий.
Единственное, с чем согласились, кажется, все собравшиеся, включая начальника окружного милицейского главка, -- что никакие интеллектуалы в форме не смогут противостоять распространению экстремизма среди молодежи, если духовенство будет по-прежнему оставаться в мечетях. «Если мы не пойдем к молодежи, к ней придут другие», -- резюмировал Шавкят Аввясов. Идти к молодежи, по мысли организаторов, должен всероссийский совет улемов (ученых), который собравшиеся хотят создать в ближайшее время. Такой совет может стать площадкой, которая сделает возможным цивилизованный диалог между различными идейными течениями.
Кроме того, мусульмане хотят повысить уровень религиозного образования. Декан факультета политологии Российского государственного гуманитарного университета Александр Логунов рассказал им о социологическом исследовании причин исламофобии в Москве. Выяснилось, что многие страхи порождены пассивностью самих мусульман в изучении и пропаганде своей собственной культуры. «В быстро меняющемся мире мало требовать, чтобы молодежь росла такой же, как в XIX столетии. Надо принимать язык, на котором говорит меняющийся мир, учиться конкурировать и выигрывать эту конкуренцию. Нужно обеспечить появление широко образованной элиты, живущей не в XIX и не в XX, а в XXI веке».
Но оптимистический финал омрачился сообщением из Нальчика, где в пятницу после посещения здания УФСБ пропал региональный координатор «Российского исламского наследия» по Кабардино-Балкарии, неоднократный собеседник «Времени новостей» Руслан Нахушев. После беседы в УФСБ он позвонил своему секретарю и сообщил о благополучном исходе разговора. После этого его мобильный телефон замолчал. Зампред РИН Шаукят Аввясов сказал «Времени новостей», что ему известно о похищении, но он пока не готов комментировать подробности. «У правоохранительных органов есть вопросы к нескольким помощникам Нахушева в связи с нападением 13--14 октября, но с него самого все подозрения были сняты еще неделю назад. Мы виделись три дня назад, он сказал мне, что президент КБР Арсен Каноков изъявил желание сотрудничать с его Исламским институтом». РИН обещает внимательно следить за судьбой своего регионального координатора: вчера один из лидеров организации Шамиль Бено сообщил «Времени новостей», что в Нальчик направлен представитель организации и в понедельник, вероятно, появится более точная информация о судьбе г-на Нахушева.
|