Ровно три года назад мир узнал чудовищную новость о захвате в заложники нескольких сотен театральных зрителей прямо во время спектакля. Теракт в Москве на Дубровке лишил жизни 130 человек -- как тех, кто собирался просто посмотреть модный мюзикл, так и занятых в спектакле. До сих пор бывшие зрители, артисты и родственники тех, кто погиб, не понимают, как власти могли прозевать столь масштабный теракт в центре столицы. И как допустили, что при освобождении заложников было столько жертв. Накануне траурной церемонии, назначенной на вечер 23 октября, член региональной общественной организации содействия защите пострадавших от террористических актов «Норд-Ост» Дмитрий Миловидов, чья дочь погибла на Дубровке в октябре 2002 года, заявил: «После проведения спецоперации с применением газа правда Дубровки так и остается государственной тайной».
Между тем спустя три года после теракта утихают судебные разбирательства, начавшиеся вскоре после штурма, завершившегося гибелью всех террористов и большой части заложников. Точки расставлены, позиции обозначены, вердикты зачитаны, обжалованы и вступили в законную силу. Государство свою вину перед людьми, на беду решившими сходить в театр, не признало. Почти все податели исков к государству за это время неизбежно прошли весь маршрут необходимых инстанций и получили свои небольшие компенсации, размерами которых, судя по числу апелляций, истцы остались недовольны. Сейчас в московских судах, по словам адвоката Игоря Трунова, все еще остается около 20 исков от пострадавших, однако сенсаций уже давно не ожидается -- все они рассматриваются по одному и тому же порядку с заранее предсказуемым результатом. «В основном это иски по утере кормильца, утере трудоспособности, а также по возмещению затрат на погребальные услуги», -- уточнил г-н Трунов. «За прошедшие три года, -- рассказал он, -- было удовлетворено 42 иска. Сумма материальной компенсации удовлетворенных исков колеблется от 246 до 8360 рублей».
Как рассказал адвокат, ежемесячно в качестве компенсации материального вреда пострадавшим, в основном сиротам и пенсионерам, потерявшим детей, выплачивается в общей сложности 75 тыс. руб. В то же время, как напомнил г-н Трунов, «только 20% из пострадавших могут рассчитывать на получение компенсации по утрате кормильца». Подавляющее большинство пострадавших потеряли не кормильцев, а просто дорогих и любимых людей. С юридической точки зрения они могут рассчитывать только на возмещение морального вреда. Вокруг самого понятия «моральный вред» -- нормы, вполне законно присутствующей в Гражданском кодексе РФ, долго шли баталии. Истцы и юристы спорили, в каких денежных единицах сосчитать «нравственные страдания», сколько в рублях по курсу стоит боль от потери близких и, главное, кто должен за это платить.
Между тем громкое разбирательство по этому поводу год назад в Верховном суде разрешилось не в пользу жертв «Норд-Оста». Высшая судебная инстанция в сентябре 2004 года поставила точку в длительной тяжбе между родственниками жертв «Норд-Оста» и правительством Москвы, вслед за Мосгорсудом подтвердив, что власти столицы не должны возмещать родным погибших заложников моральный ущерб. Как растолковал суд в своем вердикте, возмещать моральный вред должен непосредственный причинитель -- виновный. Однако виновные в этой трагедии террористы погибли, а значит, ожидать возмещения жертвам неоткуда. Да и само следствие по делу о захвате «Норд-Оста» до сих пор не завершено. По данным прокуратуры Москвы, срок его окончания в очередной раз продлен, на этот раз до 19 декабря 2005-го. Особую тревогу, по словам адвоката, вызывает «отказ в удовлетворении исков пострадавшим в результате трагедии иностранным гражданам, жителям Голландии, Казахстана и Украины, которые потеряли близких».
Впрочем, на отечественные правоохранительные органы и систему правосудия жертвы «Норд-Оста» уже не рассчитывают. Как рассказал г-н Трунов «Времени новостей», после отказа во всех инстанциях в России жалобы от пострадавших были поданы в Европейский суд. По словам адвоката, сейчас в Страсбурге находится 55 дел от бывших заложников и родственников погибших, которым отказали в удовлетворении исков по моральному вреду. «Кроме того, в Конституционный суд РФ подана жалоба на несоответствие Конституции России и закона о терроризме», -- рассказал адвокат. Напомним, что именно ссылаясь на этот закон, суды отказывают истцам в материальных претензиях к субъекту федерации, не сумевшему предотвратить теракт на своей территории. Но если рассмотрение жалобы в КС должно состояться уже в ноябре, то срок рассмотрения дела в Европейском суде еще не назначен. «Этот суд -- долгая инстанция, -- говорит Игорь Трунов. -- Мы написали ходатайство, чтобы наше заявление было рассмотрено в ускоренном режиме, потому что многие наши истцы болеют и могут просто не дождаться вердикта, однако ответа пока не получили».
|