"Скоро исполнится два года грузинской "розовой революции", а руководству страны, и особенно президенту Михаилу Саакашвили, пока похвастаться нечем. Уровень жизни населения лучше не становится (по последним исследованиям, он снизился на 40% по сравнению с периодом правления Эдуарда Шеварднадзе), экономика в упадке, территориальные конфликты не урегулированы. Единственный путь поддерживать страну на плаву - это зарубежные подачки, которые можно получить в обмен на вполне определенные услуги. Главной услугой Тбилиси для США и других заинтересованных стран является выдавливание из Закавказья Российской Федерации. Действенным шагом в этом направлении является вывод из Грузии наших баз, а затем и миротворцев. Заокеанские покровители торопят Михаила Саакашвили. Причин тут немало. Но основная - взлет мировых цен на нефть. Обеспечить надежные и долговременные поставки из Ирака американцам пока не удается. Поэтому требуется скорейший ввод в эксплуатацию нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и обеспечение полного контроля над ним. Так что российское военное присутствие в регионе совсем не входит в долгосрочные планы "друзей Тбилиси".
Есть выгода и для грузинского президента. Убрав российских миротворцев из страны, можно будет легко справиться с мятежными республиками - Южной Осетией и Абхазией. А это уже небывалое повышение рейтинга в глазах собственного населения. Правда, крови прольется много, но амбициозного грузинского лидера это не беспокоит, ведь поддержка Запада в обмен на "установление в стране полной демократии" ему обеспечена.
На прошлой неделе, когда в Цхинвали завершилось празднование 15-летия независимости Южной Осетии, в центре города взорвались три мины. Огонь велся из 120-мм миномета. Грузинские руководители, которых обвинили в срыве соглашения о прекращении огня, тут же "перевели стрелки" в сторону российских миротворцев. Мол, провокации выгодны только им. Что же за этим стоит?
ЗДРАВСТВУЙ, ОРУЖИЕ!
В пользу военного решения грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов говорит ряд фактов. Небывалые в этом году по размерам поставки вооружений и военной техники, особенно стрелкового оружия из США, Великобритании, Турции, Болгарии, Израиля и других стран. Причем некоторые вооружения запрещены Международным гуманитарным правом к применению. Так, при проведении инженерной разведки участка Транскама вблизи населенного пункта Итраписи военнослужащими инженерно-саперной роты Минобороны Южной Осетии обнаружены двенадцать противопехотных мин английского производства. Запрещенных, кстати, к использованию Оттавской Конвенцией 1997 г.
Такого рода действия, проводимые Западом за спиной мирового сообщества, в очередной раз доказывают неподдельный интерес некоторых зарубежных стран к Грузии, как к инструменту для выполнения своих желаний в Закавказье. Очевидно, что присутствие российских миротворцев делает невозможным силовое разрешение грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов. Всеми правдами и неправдами грузинские спецслужбы пытаются выдавить российских "солдат мира" из страны.
Одна за другой готовятся и приводятся в исполнение провокации. Так, недавно в районе населенного пункта Цацхви, где располагаются посты Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта, проследовал автомобиль с номерным знаком Внутренних войск Грузии. На его бортах были нанесены синие круги с буквами "МС" желтого цвета (официальные знаки транспортных средств миротворческих сил). Как потом оказалось, в этой машине грузинские полицейские везли оружие. Когда российские миротворцы задержали автомобиль и спросили водителя, почему у него надпись "МС", а номер грузинский, в ответ тот посетовал: "Русский номер стоит 200 лари, а денег хватило только на краску".
Вот другой случай провокации, но уже, скажем так, более подготовленный грузинскими спецслужбами. На посту полиции, расположенном вблизи КПП №301 Коллективных сил, были задержаны сотрудниками полиции Зугдидского района и военнослужащими 2-го отдельного батальона особого назначения МВД Грузии два автомобиля "Урал-4320" из состава 529-го отдельного мотострелкового батальона КСПМ. Машины перевозили продовольствие. В нарушение норм Международного гуманитарного права представители грузинского МВД досмотрели груз и обвинили российских военнослужащих в провозе контрабанды, а именно нескольких ящиков с сигаретами "Тройка", выдаваемыми солдатам в продпайке. Сигареты, естественно, были изъяты, а вечером тех же суток по телевизионному каналу "Рустави-2" был показан сюжет о задержании крупного груза контрабандных сигарет, перевозимых российскими миротворцами.
Но почему-то в этот момент ни один грузинский представитель правоохранительных органов и ни один тбилисский журналист, освещавший этот инцидент, не вспомнили о Московском соглашении о прекращении огня и разъединении противоборствующих сторон от 14 мая 1994 г., закрепляющем свободу перемещения миротворцев и провоз любых грузов для личного состава миротворческих сил. Подобного рода действия являются грубым нарушением Положения о КСПМ от 19 января 1996 г., подписанного главами государств СНГ, в статье пятой которого сказано, что Коллективные силы пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу миссии ООН. Но попытка вернуть россиянами груз была сорвана действиями сотрудников грузинской полиции. А в придачу заместитель госминистра Грузии по урегулированию конфликтов Г. Вольский обвинил командование КСПМ в содействии криминальным группировкам, занимающимся контрабандой оружия и наркотиков через Рокский тоннель.
"ЗАЩИТНИКИ ПОРЯДКА"
Каких провокаций еще ждать от нетерпеливых грузин? Отвечая на этот вопрос, можно только припомнить недавние случаи, произошедшие с российскими миротворцами в Грузии.
Очередной инцидент произошел при осуществлении перехода российскими миротворцами от 210-го к 308-му посту (вполне обыденное дело). Четыре миротворца были задержаны и избиты военнослужащими грузинских Внутренних войск. Около 20 человек, вооруженных стрелковым оружием и гранатометами, появились из засады совершенно неожиданно. Наши миротворцы сопротивления не оказали, да и оружия применять не собирались, так как ситуация в регионе этого практически не требовала. Однако офицера, возглавляющего группу миротворцев, без каких-либо объяснений стали избивать люди, представлявшие МВД Грузии. Затем "защитники грузинского порядка" отвезли наших военнослужащих в Зугдиди "для дальнейшего разбирательства".
Представители миссии ООН и офицеры КСПМ в ходе совместного расследования данного инцидента без особых усилий установили, что на территории четырех населенных пунктов Зугдидского района находится батальон Внутренних войск МВД Грузии (более 200 человек). Все это лишний раз подтвердило подготовку Тбилиси к новым провокациям, цель которых - хотя бы частично подорвать начинающую приобретать силу стабильность в Абхазии.
Появление в зоне безопасности такого количества хорошо вооруженных людей, пусть даже в полицейской форме, - явное нарушение Московского соглашения. В соответствии с этим документом в зоне безопасности не должно быть вооруженных сил и тяжелой боевой техники, а личный состав милиции (или полиции) может иметь только штатное стрелковое оружие. Узнав, как на самом деле были вооружены люди, "охраняющие порядок" в регионе, миссионеры ООН были поражены. Представителям правительства Грузии пришлось долго объяснять, что же "забыли" вооруженные до зубов полицейские в районе, где им вообще делать было нечего. А главное, зачем они разоружили и избили миротворцев.
В миссии ООН, расположенной в Сухуми, не вызвал сомнения тот факт, что захват российских военнослужащих носил чисто провокационный характер. Об этом свидетельствуют незамысловатые, дешевые приемы, которые до сих пор применяются грузинскими политиканами при организации провокаций. Например, на полицейском посту в селе Ганмухури, куда были препровождены задержанные, уже томились в ожидании "жареных" фактов представители местных СМИ. А что же все-таки там делали двести вооруженных грузинских бойцов, прибывших сюда явно не за бронзовым загаром, поинтересоваться никто из репортеров не удосужился.
Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава был вынужден признать факт нарушения Московского соглашения. Ошибки политического толка давно характерны для нынешних силовиков Грузии: подготовив акцию по захвату российских миротворцев, они в очередной раз поставили свое руководство в неловкое положение.
Провокации подобного рода, и в этом тоже нет сомнений, несут одну лишь цель - систематически оказывать давление на Россию, используя для этого любые, пусть даже самые грязные способы и преступные методы. Но, видимо, господам из грузинских силовых ведомств явно не достаточно этих "мелочей". Они серьезно подходят к организации провокационных мероприятий не только в Абхазии, но и в Южной Осетии.
"ТРЕТЬЯ СИЛА" ИЗ ТБИЛИСИ
Не исчезают из памяти события годичной давности в районе Цхинвали, когда "тбилисские рупоры" в течение недели вводили всех в заблуждение, говоря, что в регионе якобы находится так называемая "третья сила". Георгий Хаиндрава лично пытался эту силу усмирить. Практически сразу после решения Совместной контрольной комиссии (СКК) в зоне грузино-югоосетинского конфликта о прекращении противоборствующими сторонами огня совместная делегация на нескольких машинах отправилась "наводить порядок". В ее составе были министр обороны Грузии Георгий Барамидзе, тот же господин Хаиндрава, силовые министры Южной Осетии Роберт Гулиев и Анатолий Баранкевич, а также представители ОБСЕ.
Высота, с которой каждую ночь велась провокационная стрельба, находилась северо-восточнее Цхинвали. Делегация благополучно прибыла на место. Там стоял грохот канонады. Прекратить стрельбу было невозможно. Сидевшие на высоте боевики уложили на землю всю делегацию, включая министров, не разбираясь где свои, где чужие. Потом между тбилисскими министрами началась словесная перепалка. Выяснилось, что подразделения, находящиеся на высоте, относятся к МВД Грузии. А поскольку Ираклия Окруашвили (в то время министр внутренних дел Грузии) в группе не было, то и дать команду на прекращение стрельбы никто из присутствующих не мог. Зато Барамидзе и Хаиндрава удерживали коллег по СКК, чтобы никто из военных специалистов-осетин не вышел на позиции бойцов МВД Грузии и не рассмотрел их расположения. Стрельба так и продолжалась всю ночь.
В тот момент стало понятно, что СКК практически не влияет на ситуацию в регионе. Единственной реальной силой, разделяющей стороны, были и будут российские миротворцы. Словесная перепалка после возвращения с высоты, занятой "третьей силой", между Робертом Гулиевым и Георгием Хаиндравой перед зданием югоосетинского правительства свидетельствовала, что грузинский министр лицемерил, говоря о желании прекратить кровопролитие в Южной Осетии. А вскоре и начальник Генерального штаба грузинских Вооруженных Сил генерал-майор Иокуридзе признался, что "третья сила", о которой так много говорили в последнее время, - это подразделения МВД Грузии, наращивающие свои силы в регионе, а также на господствующих высотах, с которых хорошо простреливаются осетинские села. Но после своего признания грузинский генерал лишился должности...
Нынешний министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили - и есть руководитель той самой "третьей силы". Он по сей день заинтересован в сохранении своего влияния в регионе. Есть и доказательства, что зона конфликта приносит неофициальные громадные барыши силовым политикам, контролирующим объездные дороги в Южной Осетии.
Лидер оппозиционной фракции Пикрия Чихрадзе представила на рассмотрение грузинского парламента материалы журналистского расследования, обвиняющие руководство страны в покровительстве контрабандистам, действующим в регионе Шида Картли. Материалы содержат схему управления контрабандными потоками, маршруты следования грузов и данные об основных преступных группировках, чьи заработки зависят от ситуации в Южной Осетии. Причем схемы управления контрабандой эффективны только в период реакционной милитаризации региона.
Здесь, по данным парламентской оппозиции, в настоящее время действуют три основные группировки: братьев Девидзе и так называемые "ткиавская" и "ахрийская". Все они имеют высокопоставленных "опекунов". У "ткиавской" это тот самый Ираклий Окруашвили и уполномоченный президента Грузии в регионе Михаил Карели. У "ахрийской" - Бондо Ватиашвили, председатель районного суда г. Гори. У братьев Девидзе - Иосиф Мумладзе, Нукри Папуашвили (бывший и нынешний руководители администрации Гори) и Самсон Кебадзе, начальник регионального управления сельского хозяйства и продовольствия.
ЧЕРНАЯ КАССА ПРАВИТЕЛЬСТВА
Депутат Пикрия Чихрадзе предупредила, что "если руководство страны не помешает развитию контрабанды, то можно ставить вопрос о его политической ответственности". Отвечая на вопрос, получат ли представители высшего руководства Грузии напрямую прибыль от контрабандной торговли, она заявила, что ей это неизвестно. Однако она уверена, что "копилка черных денег" существует, а правительство пользуется этими средствами. Вот и ключ к разгадке беспримерной лжи политических представителей Грузии в Южной Осетии и Абхазии. А присутствие в этих регионах российских солдат, как кость в горле нечистых на руку политиков.
Кому нужно ускорение процесса вывода наших миротворцев из Грузии? Не только Россия, сама Грузия не готова к тому, чтобы российские военные уже сегодня исчезли с ее территории. В этом случае политическому руководству республики в короткие сроки придется самостоятельно разрешать социально-экономические проблемы, но оно вряд ли сможет это сделать из-за отсутствия банальных вещей: денег и профессионализма (если это само собой не появится извне). Из этого следует, что дискредитация грузинской стороной российских контингентов в Абхазии и Южной Осетии - не что иное, как выполнение воли давно всем известных западных "друзей" солнечного Тбилиси."
Максим БАРАНОВ, Алексей НАУМОВ
|