Дима Билан (слева) – последняя звезда Юрия Айзеншписа. Вчерашняя церемония вручения наград российского MTV началась с минуты молчания. Накануне ночью по дороге в больницу скончался Юрий Айзеншпис – один из самых известных людей в российском шоу-бизнесе. Завтра в Доме кино состоится гражданская панихида. Похоронен Юрий Шмильевич будет рядом со своими родителями.
О том, что у 60-летнего Айзеншписа были проблемы с сердцем, широкой публике стало известно только сейчас: специфика работы не позволяла продюсеру жаловаться на здоровье. Между тем еще в прошлом году он пережил серьезный сердечный приступ, после которого была сделана операция шунтирования. В минувший понедельник Айзеншпису стало плохо, и в предынфарктном состоянии он был госпитализирован в 20-ю городскую больницу. Врачи приняли решение о повторной операции, однако руководить процессом с больничной койки не получалось, и Айзеншпис отпросился домой. Очередной приступ, случившийся в ночь на среду, оказался последним...
Его судьбу простой и однозначной никак не назовешь. В советское время он был обвинен в незаконных валютных махинациях и немало лет провел за решеткой. Сегодня его «грехи» кажутся скорее грехами и изъянами социалистической системы. Первую известность принесла работа с группой «Кино» в конце 80-х. После гибели Виктора Цоя он взялся за собственные проекты. Удалось с нуля «раскрутить» одиозного Влада Сташевского, поставить на ноги группу «Динамит» и еще несколько поп-проектов. В последние годы на сцене появился его едва ли не самый успешный «питомец» Дима Билан. Даже скептики, сомневающиеся в качестве «продуктов» Айзеншписа, непременно отдавали ему должное как гениальному продюсеру. Именно Юрию Шмильевичу принадлежит фраза: «Дайте мне слепого, глухого, горбатого и толстого, и я сделаю из него звезду».
На вопросы о дальнейшей судьбе продюсерского центра, созданного Айзеншписом, его сотрудники отвечают печально-оптимистичным «Show Must Go On» («Шоу должно продолжаться»). Все проекты отныне будут вестись новым президентом центра – вдовой Айзеншписа Еленой.
Одно из своих последних интервью продюсер дал «Новым Известиям» незадолго до своей смерти.
– Юрий Шмильевич, вы недавно разменяли седьмой десяток. Ощущаете возраст?
– Я ощущаю себя вечно молодым.
– Очень заметно, что вы похудели...
– Я похудел не потому, что хотел похудеть и стал придерживаться какой-то диеты. Это помогает мне бороться с моим диабетом.
– У вас ничего не напутано с отчеством? Насколько я знаю, нет такого имени Шмиль, есть Шмуль.
– Вы правы, правильно будет Юрий Шмульевич, есть такое еврейское имя Шмуль. Отец рассказывал мне, что когда он получал паспорт, то кагэбэшник перепутал и записал его имя Шмиль. Меня еще иногда называют по-татарски Юрий Шамильевич.
– Вы уже много лет в шоу-бизнесе и знаете все и всех. Скажите, не похожи ли конкурсы молодых исполнителей на торги продюсеров?
– Не могу сказать про все конкурсы и фестивали, хотя в принципе это не исключено. Наш шоу-бизнес, мягко говоря, корпоративен, или, можно сказать, коррумпирован.
– Вы так откровенно это говорите?
– А как же иначе? Разве коррумпированность и корпоративность – это не одно и то же? Если для достижения корпоративных целей все средства хороши, значит, это коррупция. Взять те же самые конкурсы. У нас нет ни одной независимой компании, которая проводила бы независимый конкурс – так, как это делается за границей.
– Из всех ваших проектов только группа «Кино» была не попсовой, остальное – попса. Почему?
– Что значит попса? Музыка Цоя – тоже популярная музыка. У нас все время как-то странно разделяют: если группа гитарная, то это рок, а если гитар нет, то это уже попса. На самом деле все не так. Я один из немногих, кто знает эволюцию музыки. Никакой другой продюсер не знает лучше меня рок- или поп-музыку. В молодости я был страшный меломан, и у меня была уникальная в Москве коллекция виниловых дисков – около семи тысяч. Я не просто их коллекционировал, я все прочувствовал.
– Вы хотите сказать, что Цой и Сташевский равнозначны?
– Конечно, нет. Цой был натуральным музыкантом, а Сташевский – продукт шоу-бизнеса. В случае со Сташевским я хотел всем доказать роль продюсера. Впервые назвал себя продюсером, когда стал работать с Цоем. Когда он погиб, мне надо было чем-то заниматься, и я решил сделать такой проект: найти человека, который даже не мечтал бы о карьере артиста, и сделать из него звезду.
– Насколько жесткая конкуренция среди продюсеров?
– Об этом можно говорить очень много. Помните, была такая премия «Овация»? Состоялось десять церемоний этой премии, и семь раз я получал ее в номинации «Лучший продюсер». Я этим нисколько не козыряю, потому что «Овация», как и другие премии, дискредитировала себя. Сейчас уже не секрет, что призы на последних церемониях продавались чуть ли не с молотка. Но я ни одну из семи врученных мне премий не покупал – меня награждали. Конкуренции я не ощущаю. Есть удачные проекты, есть менее удачные. Главное, что я считаю себя независимым продюсером, в этом и есть основа моего «я». Ни от кого не завишу, хотя в таких условиях, которые есть сейчас, мне приходится весьма сложно.
– Почему вы все время расстаетесь с теми, с кем работали?
– Ничего вечного не бывает. Дети тоже уходят из семьи. Вырастают и уходят. Иной раз они даже не пишут и не звонят родителям. У меня заканчивается контракт с артистами, и они вправе поступать так, как сами того хотят. Никиту я освободил раньше окончания контракта по его просьбе. С группой «Динамит» у меня контракт был на пять лет, и они изъявили желание его продолжить. Дима Билан – один из самых удачных проектов последних лет, в рейтингах он человек номер один. Недавно получил премию «Золотой граммофон».
– Не получится, что и про эту премию выяснится что-то такое, как про «Овацию»?
– Об этом, наверное, можно говорить, но я не имею никаких контрактов с «Золотым граммофоном». У меня нет никаких обязательств ни перед организаторами этой премии, ни перед Первым каналом. Я вообще независимый человек. Тем почетнее была эта победа.
– Вы как-то рассказывали, какими убежденными коммунистами были ваши родители. Имея таких родителей, почему вы стали заниматься валютными махинациями? Ведь это так называлось в то время?
– Это называлось по-другому – нарушение валютных операций. Раньше была монополия государства на все, даже на идеологию. Человек был обязан мыслить по-ленински, инакомыслие преследовалось. Коммерческая сделка тоже была монополией государства, и слова «бизнес» не существовало. Только государство имело право торговать, получать прибыль и присваивать ее себе. Сейчас считается нормой, что человек занимается бизнесом, а тогда были мракобесные законы.
– Вспомните, что еще были расстрельные статьи за те же валютные махинации. Не боялись, что и вас могли подвести под расстрел?
– Когда меня судили, прокурор требовал 15 лет с конфискацией имущества. Но дали 10. Вот так жестоко меня наказали.
– Как 10? Вы же 17 лет провели в лагерях.
– Еще семь лет я получил во второй раз. И тоже за нарушение валютных операций. Потом меня оправдали по всем статьям.
– После этого вы занялись продюсированием? Ни с того, ни с сего?
– Практически я занимался тем же, чем до того, как попал в тюрьму. Было только одно отличие – я стал делать это легально. Сумел построить определенные отношения с людьми, найти с ними контакт. У меня была целеустремленность и большая работоспособность. Я не был членом какого-то профсоюза и работал круглые сутки.
– Не хотелось бы попробовать себя как продюсера в кино, в театре или на телевидении?
– С удовольствием попробовал бы это, но сейчас пришло время узкой специализации. Правда, это не значит, что я не смогу руководить заводом. Смогу. Мне даже предлагали, но я отказался, потому что всегда занимался эстрадой. Наверное, смог бы руководить и банком, но это вряд ли будет мне нравиться. Я занимаюсь и хочу дальше заниматься своим любимым делом..."
Последние новости о скандалах в шоу бизнесе России читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|