13 апреля, в Тамбове совершено очередное громкое заказное убийство. Уже второе за последние полгода. И снова жертвой киллеров стал полковник милиции. На этот раз - бывший начальник областного РУБОПа Валерий Джураев. Он был расстрелян из автомата с глушителем возле Центральной больницы города. Работали явно профессионалы. Специалисты утверждают, что смерть Джураева напрямую связана с еще одним преступлением, совершенным на Тамбовщине несколько месяцев назад, когда от рук бандитов погиб заместитель начальника областного Управления внутренних дел, руководитель штаба местного УВД Михаил Бирюков.
Каким образом, спросите вы? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо вернуться к подробностям прошлогодней трагедии. Полученные нами уникальные документы и материалы по расследованию данного уголовного дела многое объясняют. Если не все.
Парик, пистолет и... пейджер
6 октября 1999 года, среда. Обычное осеннее утро. В 8 часов 45 минут Михаил Бирюков вышел из подъезда собственного дома и направился к гаражу. Через полтора часа он должен был выступать на итоговой коллегии УВД Тамбовской области с докладом об оперативной обстановке в регионе и мерах ее стабилизации. Когда полковник отошел от дома на несколько метров, к нему внезапно подбежал крепкого сложения человек в ярко-рыжем женском парике и дважды почти в упор выстрелил из пистолета в голову.
Дальше, судя по всему, произошло то, что отличает профессионального киллера от новичка. Увидев перед собой окровавленный труп, убийца растерялся. Он в панике начал метаться по двору, побежал сначала в одну сторону, затем в другую, видимо, судорожно соображая, где его должна ждать машина.
Большое количество случайных свидетелей, спешивших в это время на работу, окончательно выбило подонка из колеи. Перепугавшись, он выстрелили в одного из прохожих, но, к счастью, промахнулся. В конце концов, спешно отбросив парик и пистолет, преступник перепрыгнул через небольшой бордюр и побежал по направлению к главной улице города.
Оперативники приехали через несколько минут. Взяли свидетельские показания, составили фоторобот, осмотрели место трагедии. То, что удалось им в результате обнаружить, иначе, как подарком не назовешь. Помимо парика и пистолета (газовое оружие, переделанное под боевое) убийца, перепрыгивая через бордюр, со страху даже и не заметил, как выронил из кармана собственный пейджер.
Кто знает, по какому пути дальше развивалось бы следствие, если бы не эта находка. Трудно представить, что эта маленькая черная коробочка способна сыграть в данной истории роль настоящего "черного ящика", хранящего в себе разгадку самого громкого за последние полвека преступления на Тамбовщине.
Неожиданные открытия
Владельца пейджера установили быстро. Им оказался некто Гаик Амбарцумян - студент, мастер спорта по дзюдо. Впрочем, скоро выяснилось, что за двадцать дней до убийства Амбарцумян перерегистрировал пейджер на своего приятеля - Сергея Казьмина, также мастера спорта по дзюдо и тоже студента Тамбовского Госуниверситета. По имеющейся в архиве УВД фотографии свидетели уверенно опознали в Казьмине человека, стрелявшего в Бирюкова.
Казалось бы, дело сдвинулось... Однако поиски обоих любителей современных средств связи ни к чему не привели, Двадцатидвухлетние спортсмены как сквозь землю провалились.
Мало что дали сыщикам и беседы с близким другом Казьмина и Амбарцумяна известным на Тамбовщине дзюдоистом Леваном Кулалагашвили...
Сразу оговоримся, весной 1999 года Кулалагашвили вместе с Амбарцумяном проходил по уголовному делу № 50162 за грабеж. Напав на гражданина Г., они жестоко его избили и отобрали зарегистрированный пистолет. Несмотря на неопровержимость собранных следствием доказательств, данное уголовное дело каким-то таинственным образом удалось прикрыть. Это привело к тому, что 6 июля наши "герои", желая отомстить за излишнюю разговорчивость, снова напали на пострадавшего и нанесли ему множество ударов железными прутьями по голове. Только чудом гражданин Г. остался жив. И вновь - неопровержимые доказательства. И вновь - прокуратура спускает дело на тормозах.
Кстати, аналогичным образом 11 февраля нынешнего года в Тамбове был убит известный адвокат Кузнецов. Те же арматурные прутья. Тот же почерк... Убийцы до сих пор не найдены.
Но вернемся к октябрьской трагедии. Определив круг подозреваемых, сыщики стали проверять их на причастность к той или иной преступной группировке.
И вот что получилось. Все трое были работниками охранного предприятия "Алмаз" (Кулалагашвили числился в нем старшим радистом-контролером, А Амбарцумян и Казьмин уволились несколько месяцев назад). Эта структура известна в Тамбове тем, что ее "крестным отцом" в середине 90-х выступил тогдашний начальник Управления по борьбе с организованной преступностью УВД области полковник Валерий Джураев. Неудивительно, что возглавил "Алмаз" один из его бывших подчиненных.
Идем дальше. Все трое, напомним, мастера спорта по дзюдо. Председателем тамбовской федерации дзюдоистов являлся все тот же Джураев. Именно Джураев, если верить сотрудникам уголовного розыска, через свои связи в прокуратуре сумел "похоронить" уголовное дело Кулалагашвиил и Амбарцумяна (см. док.1). Более того, выяснилось, что Кулалагашвили долгое время был негласным телохранителем "главного борца с преступностью" Тамбова, близким другом его семьи, а Амбарцумян вплоть до дня убийства жил у Джураева дома.
К этому лишь добавим, что уже упоминавшийся выше адвокат Кузнецов последние полгода своей жизни являлся доверенным лицом Валерия Дедашовича в некоторых "особо темных" делах.
Картина вырисовывалась, прямо скажем, абсурдная. Что это? Тупик? Бред? Случайное стечение обстоятельств?... Представьте, в каком нелепом положении оказались следователи, когда верить своим глазам не хочется, а не верить нельзя. Впрочем, самые важные и сенсационные открытия ждали их еще впереди.
Расшифровка с пейджера киллера повергла тамбовских сыщиков в шок. Почти половина всех сообщений, поступивших Казьмину за последние две недели перед убийством, содержала одну и ту же информацию: "Срочно позвони по телефону 700-120 либо 736-606" (см. док.2). Это оказались сотовый и домашний телефоны зятя Джураева Олега Плешакова. Любопытная деталь: Плешаков, не имея юридического образования, числился в "Алмазе" штатным юристом.
Зачем зятю полковника милиции понадобились столь частые контакты с будущим киллером?
Проверили исходящие звонки с мобильного телефона Плешакова. Выяснилось, что вечером накануне трагедии он звонил Казьмину домой (см. док.3). Может, это опять совпадение?...
На всякий случай установили, с кем общался сам Джураев. Так, ничего особенного. Хотя... 6 октября, в день, когда было совершено нападение на Бирюкова, Валерий Дедашович проявил просто небывалую активность в своем стремлении услышать голос драгоценного зятя. Все утро он звонил ему практически через каждые полчаса. Судя по телефонной распечатке, ничего подобного с ним никогда ранее не происходило (см. док.4, 5).
И еще... Убийство произошло именно в тот день, когда Джураеву была назначена легкая больничная операция. Случайность, наверное. Но в свете всего вышеизложенного, согласитесь, есть над чем задуматься...
Что ж, пора уже познакомиться с этим человеком поподробнее.
Бабай или супермент?
Более одиозную фигуру на Тамбовщине, чем полковник Валерий Джураев, найти было сложно. Про Бабая (именно так его называли в народе) здесь ходили легенды. Впрочем, сам Валерий Дедашович любил, когда его величали "суперментом". Еще совсем недавно Джураева боялась вся область. Поверьте, это не преувеличение. Только одно его имя приводило людей в трепет. Причем вовсе не бандитов, а, как правило, честных коммерсантов, у которых дела шли более или менее хорошо. Трудно найти, с кем из них начальник УБОПа не проводил "профилактических" бесед с ненавязчивым предложением поделиться. И - делились.
В результате личное благосостояние Бабая росло как на дрожжах. Шикарные лимузины, роскошные особняки... Похоже, мнение окружающих полковника мало интересовало. Надо отдать ему должное, под прикрытием борьбы с преступностью он сумел взять под контроль фактически весь теневой бизнес в регионе. Даже высокопоставленные областные чиновники не рисковали с ним связываться (см. док.6). Почему?
Приведем лишь выдержку из одного весьма любопытного документа - приказ начальника УВД Тамбовской области, датированного 23 июля 1999 года:
"В марте 1993 г. полковник Джураев В. Д. в порядке выдвижения был назначен на должность начальника Управления по организованной преступности при УВД Тамбовской области... Однако, в силу своего амбициозного характера не смог построить должного взаимодействия с другими подразделениями аппарата УВД и руководителями горрайорганов внутренних дел. Кроме того, его неправильное высокомерное поведение в отношении в отношении ряда привлекаемых к ответственности граждан и должностных лиц г. Тамбова повлекло многочисленные жалобы в различные инстанции и, в частности, в аппарат президента. По этим жалобам осуществлялись неоднократные проверки. По результатам проверок с Джураевым В. Д. Проводилась воспитательная работа руководством УВД, РУБОП, МВД, представителями аппарата президента, но должных выводов из этого он не сделал.
С целью оздоровления обстановки Джураев В. Д. Был освобожден от должности начальника УОП при УВД и назначен на должность начальника Тамбовского РОВД.
Сохраняя амбициозность, считая свое понижение временным явлением, Джураев В. Д. Организацией работы многочисленного коллектива Тамбовского РОВД должным образом не занимается... Все это в конечном итоге привело к тому, что в Тамбовском РОВД результаты работы резко снизились, сложилась нездоровая морально-психологическая обстановка. Многие сотрудники РОВД ухудшили отношение к исполнению служебных обязанностей, а порой становились на путь фальсификации материалов, укрытия преступлений от учета...
В н. г. В Тамбовском районе темпы роста преступлений в 5 раз превышают среднеобластные... При этом раскрываемость преступлений намного ниже областной. Значительно ухудшилась дисциплина личного состава, состояние законности.
На основании изложенного приказываю:
За допущенные провалы в работе, многочисленные факты укрытия преступлений от учета, фальсификацию материалов, подстрекательства к ложному доносу, создание нездорового морально-психологического климата в коллективе... начальника Тамбовского РОВД полковника Джураева Валерия Дедашовича в порядке дисциплинарного взыскания с занимаемой должности освободить и использовать с понижением".
Это как же надо ухитриться, чтобы получить от своего руководства подобную характеристику?! Это какие же трудовые подвиги надо совершить, чтобы тебя, полковника милиции, перевели на работу простым оперуполномоченным?! Точнее сказать, "спрятали".
Дело в том, что по имеющейся у нас информации, в областном Управлении внутренних дел скопились очень серьезные доказательства получения Джураевым взяток от местных бизнесменов - 30 тысяч долларов США И 30 миллионов рублей. Возбуждено уголовное дело № 20603 (см. док.1, 7, 8).
Короче, с личностью Бабая все, в принципе, понятно. Но не ясным остается один, пожалуй, основной вопрос, в каких отношениях "супермент" находился с погибшим заместителем начальника УВД?
Разговор с братом
На первый взгляд ответ очевиден. Именно Михаил Бирюков был инициатором расследования должностных преступлений Джураева. Именно он активно выступал за отстранение Джураева от должности. Именно Бирюков открыто называл Джкраева "позором правоохранительных органов". Этого, конечно, недостаточно, чтобы делать далеко идущие выводы.
Вот что в конце прошлого года рассказывал по данному поводу младший брат Бирюкова-Владимир:
- Мы с Михаилом были не только братьями, но и лучшими друзьями. Он практически ничего от меня не скрывал. Если что-то наболело, всегда делался, советовался...
- У него был конфликт с Джураевым?
- Джураев считал его своим врагом номер один.
- Почему?
- Это началось еще пару лет назад, когда Миша работал начальником управления Уголовного розыска. Однажды к нему пришел Джураев и предложил убить тогдашнего мэра Тамбова Коваля, заявив, что даже сам берется все организовать. Видишь ли, у Джураева с Ковалем было очень серьезное противостояние. На тот момент мэр оказался одним из немногих, кто не боялся говорить мерзавцу, что он мерзавец. Джураев пытался его сломать, подбрасывал наркотики сыну, но тщетно. (Вскоре Коваль скоропостижно скончался при выясненных обстоятельствах. - FLB)
- Чем закончился разговор?
- Михаил просто выставил Джураева за дверь. Он был в шоке от такой наглости и подлости. К сожалению, доказательств у Михаила было недостаточно, да и кто поверил бы его заявлению. У Джураева имелась поддержка почти во всех структурах. Но при этом Миша заявил, что не желает больше знать Джураева ни как сотрудника, ни как человека и сделает все, чтобы тот никогда больше не работал в милиции.
- Что было дальше?
- Они практически не общались. Михаил не хотел его видеть. Публично называл бандитом. Джураев в ответ мстил по-подлому. В таких вещах он великий специалист.
- Каким образом?
- Например, как-то ночью на шашлычную, где я работаю, налетела бригада братков и разгромила ее в пух и прах. Мне удалось поговорить с главным налетчиком. Он, не стесняясь, сказал, что они действуют по указанию Джураева. На вопрос, знает ли он, кто мой брат, лишь усмехнулся, дескать, скоро и до твоего брата доберемся.
- Джураев открыто угрожал Бирюкову?
- Этот человек ничего не делал открыто.
- Вы знали Амбарцумяна и Казьмина?
- В том-то и дело, что эти парни целую неделю крутились возле нашего дома. Я их узнал по фотографиям. Они ездили на красной машине. Михаил мне еще сказал тогда, что эта машина Плешакова (напомним, зять Джураева. - FLB). Зачем он их сюда возил? Михаил считал, что таким образом Джураев хочет на него психологически надавить.
- Зачем?
- После того, как начальник УВД Пучнин заявил, что после ухода видит на своем месте именно Михаила, Джураев совсем обезумел. Оказывается, он тоже метил в генеральское кресло. Сегодня доподлинно известно, что губернатор Рябов (сейчас уже бывший, проиграл губернаторские выборы в декабре 1999 года - FLB) пообещал Джураеву, что если он вновь выиграет губернаторские выборы, то должность главного милиционера области будет его.
- Джураев с Рябовым настолько были дружны?
- Да, это, по-моему, уже все в Тамбове знают. Бабай помогает губернатору собирать компрамат на неугодных.
- Михаил чувствовал, что ему угрожает опасность?
- Скажу лишь одно. Миша как-то обронил, и я эти слова не забуду до конца жизни: "Если со мной или с вами что-то случится, то в этом будет виноват только Джураев".
Вот такой получился разговор. А на следующий день после нашей встречи стало известно еще об одной находке сыщиков.
Еще одна неосторожность
В ходе следствия было установлено, что, убегая с места преступления, Казьмин направился к зданию Тамбовского государственного университета. 6 октября, около половины девятого утра, его видели возле неподалеку находящегося таксофона. Наверняка убийца уже понимал, что засветился.
Теперь внимание! Оперативным путем удалось установить: ровно в 8 часов 30 минут (то есть через сорок минут после трагедии) из этого таксофона был сделан телефонный звонок.
Отгадайте кому?... Да все тому же Олегу Плешакову. Разговор продолжался 66 секунд (см. док.9). О чем киллер говорил с зятем Джураева, можно только догадываться. Плешаков молчит, мол, знать ничего не знаю, ведать не ведаю. Освежить его память, безусловно, мог бы Сергей Казьмин. Но его после общения с Плешаковым, равно как и Амбарцумяна, больше никто не видел.
Что же касается полковника Джураева, то он благополучно перенес операцию и вплоть до 13 апреля (дня своего убийства) согласно больничному листу восстанавливал здоровье. Правда, в конце 1999 года неожиданно выяснилось, что он уже не хочет быть генералом. Через несколько дней после убийства Бирюкова Валерий Дедашович вдруг резко изъявил желание стать депутатом Государственной Думы. А так как соответствующих предложений "суперменту" ни от кого не поступало, то напротив его фамилии в списке потенциальных кандидатов всю предвыборную кампанию гордо красовалось - "самовыдвижение".
Впрочем, депутатская неприкосновенность Джураеву так и не понадобилась. Кто его "заказал" сейчас сказать сложно. Слишком много врагов было у этого человека.
Пока очевидно одно. Киллеры превратили расстрел адиозного полковника в показательную казнь. Дата и место, надо полагать, были выбраны тоже не случайно. 13 число, Центральная городская больница (напомним, именно в этой больнице Джураев находился в день гибели Михаила Бирюкова).
Один из следователей Тамбовской прокуратуры, с которым нам довелось общаться через несколько дней после убийства, прокомментировал произошедшее просто и коротко: "Бог не фраер... Что хотел, то и получил..."
|