Американские власти не намерены отзывать свой запрос об экстрадиции из Швейцарии в США Евгения Адамова, пожелавшего предстать перед российским судом. Это подтвердила заместитель федерального прокурора Западного округа штата Пенсильвания Мэри Бет Бьюкенен, ведущая дело бывшего главы российского Минатома. В США Адамову грозит 60 лет тюрьмы и штраф в 1,9 млн долларов.
«Мы еще не получили официального ответа на наш запрос из США», -- заявил «Времени новостей» заместитель директора швейцарского федерального управления юстиции Рудольф Висс. Судя по всему, инициатива г-на Адамова, который 25 августа выразил согласие на упрощенную процедуру экстрадиции в Россию, а также на то, чтобы на родине его судили еще и по обвинениям, выдвинутым против него США, не будет иметь последствий.
Что будет, если США не разрешат экстрадировать Адамова в Россию? Г-н Висс разъяснил «Времени новостей», что тогда федеральное управление юстиции продолжит изучение американского запроса о выдаче Адамова на предмет соответствия швейцарскому праву. Для этого необходимо, чтобы пункты предъявляемых обвинений имели одинаковую квалификацию в обеих странах. Например, отмывание денег, хищение, использование фальшивых документов и в Швейцарии считаются уголовными преступлениями. А вот уклонение от налогов швейцарское правосудие относит к более низкой категории правонарушений, которые не могут служить основанием для экстрадиции.
Главный вопрос в том, какой стороне предоставить приоритет выдачи -- США или России. «Дело осложняется тем, что по проблематике международной правовой помощи отношения Швейцарии с Россией и США регулируются разными документами, -- пояснил нашей газете г-н Висс. -- Что касается России, то здесь действует положение европейских конвенций о правовой помощи по уголовным делам, которую приняли обе страны. Со Штатами существует специальное двустороннее соглашение о правовой помощи, основывающееся на англосаксонском праве, отличном от римского, действующего в Европе».
Рудольф Висс отказался ответить на вопрос о том, какими критериями будет руководствоваться его управление. «Дело засекречено, и никакие сведения не будут разглашаться, в том числе и защите господина Адамова, до принятия окончательного решения, которое, впрочем, может быть обжаловано любой из сторон», -- заявил нам заместитель директора управления.
Федеральное управлении юстиции Швейцарии считается судебным органом первой инстанции. Его вердикт может быть оспорен только в федеральном суде высшей инстанции, размещающемся в Лозанне, и приговор этого суда будет уже окончательным и обжалованию не подлежит. Кроме того, защита Адамова может опротестовать само решение об экстрадиции. В этом случае будет действовать та же процедура рассмотрения вопроса в федеральном суде, за которым остается последнее слово.
В делах об экстрадиции судебных прений не проводится. Федеральные судьи рассматривают присланные сторонами документы: сам протест, комментарий на этот протест со стороны, чье решение оспаривается, и комментарий на комментарий со стороны адвокатов. Судебная коллегия обычно состоит из трех судей и принимает решение большинством.
|