Медиахолдинги в стране растут как грибы после дождя. Вчера стало известно, что Промсвязьбанк (ПСБ) в лице инвестфонда «Промсвязькапитал» консолидировал 100% акций газеты «Труд». К имеющимся уже 50% была добавлена вторая половина, выкупленная у трудового коллектива издания. Таким образом, у ПСБ, которым владеют братья Алексей и Дмитрий Ананьевы, в собственности находятся газеты «Труд», «Аргументы и факты», издательство «Медиа-пресса», а также сети распространения печатной продукции «Метро-пресс», «Ария-АиФ», «Мособлпечать» и ряд региональных сетей. Представители покупателей говорят, что на базе этих активов будет образован медиахолдинг. Эксперты отмечают, что консолидация медиаактивов в крупные холдинги является общей тенденцией рынка. Аналитики отмечают, что многие структуры создаются исключительно с целью дальнейшей перепродажи, и связывают эти процессы в том числе с предстоящими выборами.
Вчера также стало известно, что «Газпром-медиа», в который входит, в частности, телеканал НТВ, сменил владельца. Пока перемещение произошло в рамках структуры «Газпрома». «ОАО «Газпром» реализовало структуре, аффилированной Газпромбанку, 95,13% акций ОАО «Газпром-медиа», акции НТВ, «Медиа-моста» и телесети ТНТ, говорится в официальном сообщении газового монополиста. Как сообщалось ранее, Газпромбанк вероятнее всего продаст медийные активы третьей стороне. Среди вероятных покупателей называется банк «Еврофинанс».
РАО «ЕЭС» уже продал принадлежавшие обществу акции телеканала «REN TV» компании Алексея Мордашова «Северсталь-групп». При этом сама «Северсталь» уже ведет, по имеющейся на рынке информации, активные переговоры о дальнейшей продаже канала. Стоит также отметить еще целый ряд крупных сделок на рынке.
«Перепродажа медиаактивов – тема актуальная прежде всего для телевидения. Телеканалы можно перекупать и перепродавать со значительной выгодой: уже через полгода их стоимость может вырасти на 30–40%. С печатными СМИ все гораздо сложнее, поскольку по денежным потокам они гораздо менее привлекательны, особенно для западных инвесторов, – говорит специалист по слияниям-поглощениям компании «ФИНАМ» Владислав Кочетков. – Так что пока идет передел этого рынка лишь внутри России. В данном случае покупалась не газета «Труд». Покупалось прежде всего здание редакции, которое и является сейчас ее основным активом. Чтобы «Труд» стал реальным бизнесом, реальным активом, необходимо будет полностью произвести перепозиционирование и ребрэндинг. Если концепция издания останется прежней, оно останется малоинтересным. Зато там недвижимость, хоть и старенькая, но очень хорошо расположенная. Вложив 2–3 млн. долл. на реконструкцию, газету можно будет перепродавать вдвое-втрое дороже».
«Медийный рынок привлекателен в силу сильного роста рекламного рынка в стране, – считает руководитель по связям с общественностью ИГ «Ренессанс-Капитал» Леонид Игнат. – Соответственно массовая газета – отличный рекламный носитель. Поэтому у покупателя интерес прежде всего коммерческий. И, конечно, прямой интерес покупателя сделать издание успешным, даже с целью дальнейшей его перепродажи. Даже это недооцененный актив, в него придется вкладывать дополнительные средства для увеличения его привлекательности и увеличения его максимальной эффективности. Так что у «Труда» в результате теперь появляются большие перспективы. Правильная раскрутка издания требует больших вложений. И не только финансовых, но интеллектуальных».
Леонид Игнат оценил покупку пакета акций газеты как положительное явление. Он посетовал на то, что некогда известные общенациональные газетные брэнды значительно утратили свои позиции: «Пример «Комсомольской правды», где были сделаны достаточно правильные инвестиции и перепозиционирование, говорит о том, что при грамотном финансовом управлении и подборе людей это может стимулировать газету к дальнейшему развитию. Хочется надеяться, что покупатели имеют четкие планы по стратегии развития газеты».
Главный экономист компании «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков считает вполне возможным спекулятивный характер многих сделок со средствами массовой информации: «Речь не только о прямых денежных спекуляциях. В условиях предстоящей предвыборной кампании неденежные формы становятся очень значимыми, учитывая степень влияния изданий на общественное мнение. Приближение нового политического сезона увеличивает ценность медиаресурсов».
|