"Такова официальная версия гибели одного из самых почитаемых деятелей освободительного движения Индии, сподвижника Ганди и Неру, бенгальца по национальности. Мы употребляем слово «официальная», так как за минувшие десятилетия дважды проводились судебные расследования, подтвердившие факт смерти Боса на Тайване. Однако бенгальцы добились того, чтобы суд в Калькутте, точнее, комиссия во главе с отставным судьей М.К. Мукерджи расследовала обстоятельства исчезновения их героя в третий раз.
Комиссия работает уже шесть лет и, как утверждают некоторые историки, выступавшие с показаниями на ее заседаниях, пришла к выводу, что Бос закончил жизнь вовсе не на Тайване. Дело в том, что министр транспорта этого государства сообщил: за период с 14 августа по октябрь 1945 года ни одной авиакатастрофы в аэропорту Тайбэя не зарегистрировано.
Если крушение бомбардировщика – миф, то выходит, что место и время гибели Боса неизвестно и остается одной из неразгаданных тайн Второй мировой войны. Причем эта тайна, увы, может бросить тень на отношения Индии и России. Ведь политические противники нынешнего правительства, возглавляемого партией Индийский национальный конгресс, то есть партией, к которой принадлежали Неру и Индира Ганди, утверждают, будто Бос, лидер левого крыла конгресса, подобно шведу Валленбергу, попал на Лубянку; Сталин его держал там, рассчитывая использовать против британских колониальных властей.
Однако в отличие от Валленберга бенгальцу якобы удалось вернуться на родину живым. Но он вынужден был скрывать свою судьбу от масс, жить под видом саньяси – отшельника, поскольку опасался преследований со стороны Неру. Неру будто бы видел в Босе соперника, который мог претендовать на руководство правящей партией. Этот святой умер в городе Файзабад в 1985 году.
История с саньяси кажется фантастикой, плодом воображения экзальтированных поклонников любимого народом человека. Но, во-первых, со «святым» встречались некоторые политики, известный журналист взял у него интервью. Во время этих бесед отшельник подтвердил, что находился в лагерях в Сибири и даже показывал следы побоев, которым его подвергали.
Во-вторых, Бос был не только властным, харизматическим лидером, восхищавшимся советскими порядками, но и мастером мистификации. Это искусство, как рассказывал мне Сисир, племянник Боса, помогло знаменитому бенгальцу обвести вокруг пальца британскую контрразведку в январе 1941 года и совершить побег из-под домашнего ареста в Калькутте в Афганистан, а оттуда проездом через СССР добраться до Германии.
Бенгалец становится пуштуном
После начала Второй мировой войны колониальные власти не оставили Босу возможности вести политическую деятельность легально. Ведь созданная им в Бенгалии партия, так же как и коммунисты, назвала войну Англии с Германией «империалистической» и даже начала противодействовать набору индийцев в английскую армию. Неудивительно, что в 1940 году Бос оказался в тюрьме. Быть выключенным из борьбы в момент тяжелейшего испытания, обрушившегося на Британскую империю, недопустимо, полагал он. После падения Франции Англия осталась наедине с могущественным врагом. И если такой видный лидер общеиндийского масштаба, как он, сумеет заручиться помощью великой державы, то Лондон будет вынужден уступить и пойти на предоставление Индии независимости.
Бос объявляет в заключении в Калькутте голодовку. На 11-й день голодовки его из тюрьмы выпустили и поместили под домашний арест. 12 агентов следили за домом. «Тогда, – вспоминал Сисир Бос, – дядя позвал меня и спросил, помогу ли я ему бежать». Племянник ответил согласием.
«Вождь» отпустил бороду и стал выглядеть, как пуштун – житель Афганистана. Он никому, кроме помощника, не позволял входить в свои покои. Прислуга готовила еду на кухне и отправляла наверх. Распустили слух, что этот политик, который был и мэром Калькутты, и президентом партии Индийский национальный конгресс, собирается покинуть суетный мир и стать аскетом.
Бдительность полицейских в штатском удалось усыпить. Племянник вывез его на автомобиле за город, посадил на поезд. Прошло больше десяти дней, прежде чем власти хватились беглеца. За это время Бос добрался до пограничного городка Пешавар, а потом с помощью местных коммунистов перешел в Афганистан. Один из добровольных помощников Боса впоследствии, когда он попадет в Берлин, станет его связным и главой местной немецкой агентурной сети. Немцы не подозревали, однако, что этот человек на самом деле работал не на гитлеровскую, а на английскую и советскую разведки.
Но пока Бос прячется в Кабуле, носит застиранный халат и ищет возможности попасть в СССР. Первоначально план состоял в том, чтобы пересечь границу, переправившись через Амударью. Двое участников антибританского подполья должны были подготовить операцию. Увы, она кончилась трагически. Один из гонцов утонул, а второго на советском берегу пограничники встретили холодно и никакого желания принять беглого индийского лидера не проявили.
Тогда решили вступить в контакт с советским послом в Кабуле. У Боса не было документов. Попасть в посольство, находившееся под наблюдением, невозможно. И вот индиец, об исчезновении которого трубили все газеты мира, с помощью толмача останавливает машину нашего посла, когда она выезжала из резиденции. Афганец объяснил послу, какая знаменитая личность хочет с ним побеседовать. Но посол Константин Михайлов предпочел от контакта уклониться.
И понятно почему. Германия и СССР, заключившие пакт о ненападении, оставались в начале 41-го как бы партнерами. Но и с Англией укрывательством ее беглого подданного Москве обострять отношения было нежелательно.
Этот случай круто изменил судьбу нашего героя. Он связался с послом Италии, тот устроил встречу с германским послом. Нацистские дипломаты сразу смекнули, какая крупная дичь идет к ним в руки. Немецкий посол запросил у Берлина содействия для проезда Боса через территорию СССР. Москва дала согласие. Бос с итальянским паспортом пересек границу, поездом добрался до нашей столицы, провел здесь ночь, затем самолетом вылетел в Берлин. Отныне каждый его шаг будет зависеть от воли фашистов или их японских союзников.
Индийский генерал Власов
Голая железная мачта, вбитая в камень. Это единственное, что напоминает о боях, вспыхнувших на северо-востоке Индии шесть десятков с лишним лет назад. Возможно, именно здесь солдаты мятежной Индийской национальной армии (ИНА) впервые подняли флаг на индийской земле.
Впрочем, по соседству, в близлежащем городке, открыт музей, где можно осмотреть каски, винтовки, из которых вели огонь английские, японские и индийские солдаты. Индийцы воевали в том сражении по обе стороны фронта.
Во главе тех, кто повернул оружие против своих бывших военачальников, стоял Субхас Чандра Бос. Цель военной кампании, которую, опираясь на японцев, он развернул, состояла в том, чтобы, овладев в горах городом Импхал, затем продвинуться в долину реки Брахмапутра и поднять в стране восстание против английского господства.
Здесь напрашивается параллель с русским генералом Власовым, перешедшим на сторону немцев. Однако сравнение это не выдерживает серьезного анализа хотя бы потому, что Бос был отнюдь не бесправным военачальником в тоталитарной стране, а политиком, сделавшим карьеру в колонии, где власти терпели легальную оппозицию. С другой стороны, выбор «покровителей» был для него выбором поневоле. На самом деле «вождь», как называли Боса приверженцы, питал симпатии к идеям социализма и мечтал опереться в борьбе за независимость Индии на Советский Союз.
Однако в мае 1944-го Япония уже проигрывала войну на Тихом океане. Англичане, которые были лучше вооружены и господствовали в воздухе, отразили наступление и обратили японцев в беспорядочное бегство. Положение Боса становилось почти безнадежным. Когда в
41-м ему отказала в помощи Москва, он сделал ставку на Гитлера и даже сумел добиться у него аудиенции. Но максимум, что сделали для индийского лидера нацисты, – это разрешили сформировать из пленных военнослужащих «Индийский легион» и открыть вещание по радио на Индию. А после Сталинграда сочли, что от беспокойного гостя все равно проку нет, и переправили его на подводной лодке своим японским союзникам.
Это оказалось опасным путешествием, в ходе которого Бос близ острова Мадагаскар должен был пересесть с немецкой подлодки на японскую. Однако, как утверждают индийские историки, прямой контакт между ними не удалось организовать. Босу пришлось добираться до японцев на надувной резиновой лодке. Экспедиция закончилась благополучно. Самое странное то, что британцы были в курсе дела. Об этом докладывал в Москву советский разведчик, возможно, Ким Филби. Но Лондон не пожелал уничтожать или захватывать своего заклятого врага. Возникает предположение, что английской секретной службе удалось внедрить в окружение Боса агента и его не хотели ставить под удар.
Под японским колпаком
Для японского премьера Тодзио Бос представлял большую практическую ценность, чем для фюрера. Имея у себя «под колпаком» бывшего президента Индийского национального конгресса, Токио мог шире развернуть пропаганду среди населения Азии на тему о том, что Япония, мол, воюет с англичанами и американцами ради освобождения азиатов от колониального ига.
Босу позволили создать «временное правительство Индии» в изгнании, а затем и сформировать из пленных индийцев армию (ИНА), в которой было примерно 40 тысяч штыков. А после того, как японские войска были разгромлены, перед ним встал вопрос: что делать дальше? Ждать, когда придут победители, и сдаться? Судя по воспоминаниям некоторых сподвижников, такие мысли у него были. Но единомышленники отсоветовали, и, возможно, были правы. Как утверждает газета «Хиндустан таймс», британцы не были заинтересованы в пленении непримиримого противника. Слишком популярной он был фигурой. Трудно предсказать, во что бы вылился суд над «изменником». Из архивов бывшей Британской Индии видно, что вице-король Уэйвел и старшие чиновники предпочитали, чтобы с ним «разобрались на месте».
Что означала эта формулировка, остается только гадать. Во всяком случае, Бос не стал дожидаться прихода англичан. С помощью японского генерала он вылетел из Сингапура в Сайгон, оттуда – на Тайвань. На Тайване бомбардировщик дальней авиации должен был совершить промежуточную посадку, а дальше, вероятно, следовать не в Японию, а в Маньчжурию. По крайней мере существуют документы, которые позволяют предположить, что индийский лидер собирался там вступить в контакт с командованием советских войск.
Вот лишь некоторые из свидетельств, подтверждающих, что герой бенгальцев и на заключительном этапе войны, когда поражение держав оси выглядело неизбежным, все еще надеялся обрести поддержку у Советского Союза. В октябре 1944 года, находясь в Токио, Бос попытался вступить в контакт с советским послом в Японии Яковом Маликом. Посольство вернуло письмо отправителю нераспечатанным. Однако в архиве КГБ сохранился его текст. Очевидно, в посольстве сделали с него копию, считает российский историк А.Райков. В этом письме руководитель индийцев, повернувших оружие против союзника СССР, просит через посредство Малика помощи нашей страны в борьбе за независимость Индии.
Летом 1945 года, а затем уже после разгрома Японии Бос снова обращается к японскому правительству с призывом, чтобы оно содействовало его поездке в СССР. Понятно, что результат этих обращений был нулевым.
Но что же стало с останками Боса после его гибели на Тайване? Тело кремировали, перевезли в Токио и захоронили в буддийском храме Ренкоджи.
Когда через несколько дней весть об этом достигла Индии, индийцы не хотели верить в гибель своего кумира. И не хотят до сих пор. Помня, как ловко Бос надул английскую полицию, многие полагают, что он подстроил авиакатастрофу, чтобы замаскировать свое бегство в СССР.
Комиссия судьи Мукерджи собрала сотни документов, опросила свидетелей, провела тесты зубов покойного отшельника и сравнила их с соответствующими материалами здравствующих родственников Боса.
Судья посетил Тайвань, Японию. По сообщениям прессы, собирается побывать и в Москве в надежде получить подтверждение, что Боса держали в ГУЛАГе.
Остается ждать визита судьи, а затем опубликования доклада, чтобы узнать, удалось ли ему пролить свет на тайну смерти человека, которому в Индии устанавливают памятники и посвящают кинофильмы."
Последние новости о расследовании авиакатастрофы и версии крушения самолета читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|