Вчера журналистку газеты «Нью-Йорк таймс» Джудит Миллер прямо в здании суда взяли под стражу на четыре месяца, после того как она опять заявила, что не раскроет источник своей скандальной информации. «Если журналисты не смогут гарантировать конфиденциальность своих источников, то они не смогут привлечь правительство к ответу, публиковать неугодные властям материалы», -- заявила г-жа Миллер.
Судья Томас Хоган на это ответил: «Мы должны выполнять закон, ведь если мы уступим сегодня, то завтра любой сможет объяснить нарушения закона своими принципами, и мы падем в анархию». Он распорядился поместить журналистку в «подходящую тюрьму» в пригородах Вашингтона. Если заключенная не заговорит, то она пробудет там до 28 октября, когда истекают полномочия большого жюри присяжных, занимающегося делом об утечке информации из Белого Дома. Но прокурор Патрик Фицжеральд уверен, что в камере люди быстро «меняют свои мнения и начинают говорить».
Зал суда 57-летняя Джудит Миллер покинула грустной, передав на прощание мужу, 76-летнему издателю Джейсону Эпштейну, золотую цепочку. Г-жа Миллер -- известная журналистка, обладатель Пулитцеровской премии. В газете «Нью-Йорк таймс» она с 1977 года. Работала в Каире, Париже, писала про Ближний Восток и «Аль-Каиду». Но особенно много про то, что у Саддама Хусейна "есть оружие массового уничтожения" (ОМУ). «Конечно, я ошибалась, но потому, что ошибались мои источники», -- оправдывалась она, когда Ирак был оккупирован Америкой, но ОМУ там не нашли. В США некоторые СМИ даже высказывают предположение, что г-жа Миллер сознательно пошла в тюрьму, чтобы как-то обелить свою журналистскую репутацию, подмоченную иракской ложью.
Скандал, закончившийся для Джудит Миллер тюрьмой, разгорелся в 2003 году. Тогда Джордж Буш обосновал необходимость войны в Ираке тем, что Саддам Хусейн закупил в Нигере уран для ядерного оружия. В Нигер была послана комиссия во главе с экс-послом Джо Вилсоном. Вернувшись, он опубликовал в газете «Нью-Йорк таймс» статью, где назвал доводы Буша враньем.
Через восемь дней, американские СМИ со ссылкой на источники в Белом Доме заявили, что поездку Вилсона в Нигер организовала его жена -- Валери Плейм. Более того, журналисты открыли, что эта женщина была тайным агентом ЦРУ, занимаясь как раз ОМУ. Карьера 42-летней Плейм в ЦРУ оказалась под вопросом. Джо Вилсон заявил, что, рассекретив его жену, Белый Дом отомстил ему за критику Буша.
Поскольку законы США запрещают разглашать имена тайных агентов, то прокурор Патрик Фицжеральд начал расследование, кто в Белом Доме «слил» информацию и была ли это месть послу Вилсону. Он допросил журналистов, которые писали про это. Первым написал ультраконсервативный обозреватель Роберт Новак. Но к суду его не привлекли, так что предполагается, что он пошел на сотрудничество со следствием и назвал свои источники.
До последнего дня отказывался выдать своих информаторов репортер журнала «Тайм» Мэттью Купер. Однако вчера, в день суда, он согласился дать показания большому жюри присяжных. И его оставили на свободе. Как объяснил сам журналист, накануне суда он получил «личное и недвусмысленное» разрешение от своего источника на дачу показаний. По мнению многих, этот источник -- Карл Роув, «серый кардинал» Белого Дома, помощник Буша.
Так что единственным журналистом, отказавшимся раскрыть источник своей информации и попавшим за это в тюрьму, оказалась Джудит Миллер. Это при том, что она (во всяком случае под своей фамилией) никогда не писала про Валери Плейм, хотя общалась с официальными лицами на эту тему.
По мнению газеты «Нью-Йорк таймс», прокурор Фицжеральд, проанализировав оказавшиеся в его распоряжении записи телефонных разговоров того времени, убедился, что г-жа Миллер знает тех, кто назвал имя жены посла Вилсона. В США уверены, что прокурор давно знает, кто из сотрудников администрации Буша проболтался. Но хочет услышать это от журналистов. Как считает Джо Вилсон, то, что наказана журналистка «Нью-Йорк таймс», не случайно. В этой газете он раскритиковал Буша два года назад. И теперь все происходящее он считает «заговором с целью скрыть ту паутину лжи, что имела целью оправдать вторжение в Ирак».
|