Надежды московских властей заполучить летние Олимпийские игры 2012 года не оправдались. Несмотря на громкие рапорты столичного градоначальника Юрия Лужкова о готовности принять Олимпиаду хоть завтра и поддержку на всех уровнях власти, Москва провалилась на выборах 117-й сессии МОК в Сингапуре. По большому счету итог голосования не в пользу российской столицы во многом был предсказуемым. Недаром в последнее время активно ходили разговоры о презентации нового российского проекта, связанного с зимними Олимпийскими играми. Но то, что Москва отсеется в первом же раунде, набрав всего 15 голосов членов Международного олимпийского комитета, не ожидал никто из российских чиновников. И когда «приговор» членов МОК в отношении российской столицы уже был подписан, некоторые представители нашей делегации в сингапурском «Раффлс Сити Конвэншнл Сентре» попытались заглушить горечь поражения старинным русским способом.
Единственным утешением, пожалуй, может служить тот факт, что выборы столицы Олимпийских игр 2012 года наверняка войдут в историю олимпийского движения как самые непредсказуемые. Действительно, кто мог предположить, что Москва проиграет в первом раунде даже Нью-Йорку (с разницей в четыре голоса), где не решен вопрос о строительстве главного олимпийского стадиона. Или Мадриду, который накануне выборов имел все основания считать себя последним в этой гонке. За 11 дней до выборов возле мадридского стадиона «Пейнета» боевиками баскской организации ЭТА был совершен очередной теракт. Тем не менее именно Мадрид во втором туре выборов с 32 голосами опережал Лондон и Париж и выбыл из борьбы лишь на третьем этапе.
То, что случилось затем, можно озаглавить двумя словами: шоковая терапия. Париж, который выдвигал свою кандидатуру вторично. Париж, который еще четыре года назад представил членам МОК смелый и уникальный проект привязки спортивных объектов к памятникам старины (с этой целью планировалось возвести даже временные спортсооружения неподалеку от городских достопримечательностей). Париж, который, казалось, учел все высказанные в его адрес критические замечания. Париж, который продемонстрировал на сессии МОК фантастический рекламный ролик, сделанный самим Люком Бессоном. И, наконец, Париж, поддержать который в Сингапур прибыла одна из самых представительных делегаций во главе с президентом Франции Жаком Шираком, и в этот раз не получил права назваться столицей летних Олимпийских игр. В финальном туре с разницей в четыре голоса столица Франции уступила Лондону.
Понятно, что в данном случае не обошлось без политических мотивов. Хотя голосование членов МОК на сессии было тайным, можно предположить, кому симпатизировали, к примеру, те же американцы. Как и обещал накануне выборов премьер-министр Великобритании Тони Блэр, радостную весть о победе Лондона он узнал во время саммита «большой восьмерки» в Глэниглсе. Блэр моментально отреагировал на решение членов МОК, назвав победу Лондона «плодом сплоченных усилий нации и властей».
Каким будет дальнейший сценарий с выдвижением российской столицы на следующих выборах, предсказать можно сейчас. По официальным данным, Москва уже потратила порядка 25 млн долл. (бюджет Игр в московской заявке составлял 1,84 млрд долл.). Скорее всего, приняв во внимание опыт Парижа, московские власти поставят точку в олимпийской гонке. Да и поскольку Лондон уже завоевал право на проведение Игр-2012 года, маловероятно, что следующую Олимпиаду отдадут другому европейскому городу. Комментируя итоги выборов в Сингапуре, мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что «не испытывает никакого раздражения или глубинного разочарования». «Мы хорошо поработали, достойно представили нашу страну и показали возможности Москвы всему миру», -- заявил столичный градоначальник. Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев своих эмоций не скрывал: «Мы всем здесь показали, что убеждения в том, что у нас город с медведями, икрой, водкой и матрешками, давно отошли в историю». Судя по словам г-на Шанцева, имидж Москвы благодаря Олимпиаде изменился. Только пользы на выборах нам это не принесло.
|