Сбылась мечта либералов и демократов: террором наконец-то занялись национал-патриоты. Сначала они якобы покусились на Чубайса. Потом, в День России, неизвестные подорвали поезд Грозный - Москва. Не успел остыть рельс, перебитый фугасом, а большинство СМИ уже нашли виновных - ОНИ, патриоты. Почему? Потому что больше некому. Никто не обратил внимания, что эти два взрыва напоминают бой на подушках - страшно, громко, но почти безвредно. Да и заявлений от террористов пока не поступало. Даже Шамиль Басаев, готовый взять на себя все аварии вплоть до прорыва канализации, на этот раз скромно отмалчивается. И мы решили сами поискать подрывников.
Движения есть - прогресса нет
Поиск дееспособных патриотических организаций превратился в целую проблему. Вот зарисовка с натуры, наглядно показывающая, что в происходит в национал-патриотическом подполье. Конец недели, немецкий пивной ресторан. За столиком у окна сидят два коротко стриженных паренька и миролюбиво беседуют. Это проходит «Всероссийский конгресс национально-патриотических сил». Кворум - два человека. Просто несколько лет назад два приятеля интереса ради одновременно вступили в 28 патриотических организаций (по 14 на брата). Принимали их без проблем, только на фотографии пришлось потратиться. Парни бы и во все остальные партии записались, только им это надоело. Современная национал-патриотическая партия - это маргинальная группа из десяти - пятнадцати человек, не больше. Просто трудно сыскать людей, которые, например, стали бы молиться на написанную недавно в Перми икону «Святого Адольфа Берлинского-великомученика». Такие партийцы - товар штучный, и в большинстве своем они лечатся в психиатрических клиниках. Лидер «национальной» партии, как правило, найти себя в реальной жизни не смог, поэтому сублимируется через партийную деятельность, которая, как и в большой, «взрослой» политике, направлена на поиск «бюджетов под освоение». Но поскольку такие партии ничего не делают и ничего не решают, денег им никто не дает. Свою личную социальную и финансовую несостоятельность вожди объясняют просто:
- Вон фюрер тоже на венских бульварах ночевал и в ночлежках жил! А потом ка-а-ак раскрутился!
У новых фюреров истоки всех проблем Родины-матушки лежат на поверхности: «Жыды! (именно так, «по-фашистски», через букву «Ы» произносится это слово. - Прим. авт.) Жыды во всем виноваты! Россию продали, Христа распяли!» Есть и другой вариант: «Жыды славянам жыдовского бога подсунули!» В общем, пообщавшись с вечно поддатыми «богатырями-жыдобоями», мы поняли, что Чубайса с поездом им не подорвать. И так на водку еле-еле хватает.
Несколько лет назад два десятка подобных невменяемых организаций попытались объединиться с вменяемыми патриотами в единую партию под названием «Национально-державная партия России» (кстати, именно ее члены обвиняются в покушении на Чубайса). Закончилось это предсказуемо - вожди перегрызлись и разбежались, а НДПР осталась агонизировать. Корреспонденты «КП» даже к ним не пошли.
Реально действующие патриотические организации можно по пальцам перечесть. На интервью с нашей газетой патриоты соглашались от безысходности: общаться с «демократическими» они СМИ не любят - все равно напишут гадостей.
Диверсанты на обломках державы
К офицерам мы приехали не случайно. Даже не будучи следователем, можно было бы предположить, что место, где стоит поискать людей, подорвавших поезд, - это «Союз офицеров». Достаточно жесткая и бескомпромиссная организация, в которой состоят ветераны всех последних военных конфликтов и офицеры, озлобленные нищетой. Именно на базе «Союза офицеров» создавалась «Национально-державная партия России», члены которой разыскиваются по «делу Чубайса». После покушения на главного энергетика «Союз офицеров» объявил «мобилизацию всех патриотических сил». Но, судя по мертвой тишине в их штаб-квартире, силы эти уже демобилизовались, либо пребывают в глубоком подполье. Сам «Союз офицеров» занял глухую оборону в одном из тенистых переулков на Чистых прудах.
Время в маленькой штабной комнатке как будто остановилось. Интерьерами штаб-квартира напоминает кабинет зама какого-нибудь строительного треста доперестроечной эпохи. На стенах панели из ДСП, стол буквой «Т», канцелярская мебель. На кучах пожелтевшей партийной литературы ждет своего митингового часа «боевой» и неоднократно мятый мегафон-матюгальник. Автомат Калашникова, висящий на стене, граната Ф-1 и игрушечный пистолет выглядят как новенькие: судя по всему, их час еще не пришел.
Председатель «Союза» Станислав Терехов, сам в прошлом офицер-политрук, попросил задавать конкретные вопросы. Ну мы и задали:
- Станислав Николаевич, не ваши ли орлы давеча поезд подорвали?
Наш собеседник аж поперхнулся от такой прямоты:
- Вы чего, ребята, в «Матросскую Тишину» меня хотите отправить?
- А кто же тогда мог подорвать поезд? Может, кто хвастался из патриотов?
- Поймите, вот эти акции - и с Чубайсом, и с поездом - патриотам меньше всего нужны. Это не теракты, а провокации. Что, Квачков не мог фугас нормально заложить? А с поездом? Три кило тротила, воронка полметра. Извините, от трех кило тротила выносит целое звено рельсов. Это стограммовая шашка рельс только перебивает. Шашку эту взорвали перед локомотивом. А почему не под вторым или третьим вагоном? Сейчас ищут врага, оппозицию. Не болтунов же думских в оппозицию записывать?
С мнением председателя «Союза офицеров» было сложно поспорить. По словам Терехова, общество постепенно готовят к тому, что патриотические организации занимаются террором. Потом случится уже настоящий теракт, кровавый, после чего всех национал-патриотов разгонят или пересажают. А нужно это тем, кто готовит «оранжево-березовую» революцию в России. Хотят задушить конкурентов-патриотов руками властей. У «березовских» это фирменный стиль: называется он «чужими руками жар загребать».
Станислав Николаевич наклонился к моему диктофону, лежащему на столе:
- Говорю вам специально под запись: если что, сам возьму автомат!
Теоретический «Союз русского народа»
С жилплощадью духовным последователям «черной сотни» повезло больше, чем «Союзу офицеров». Старинный особняк на берегу Яузы, есть отдельный вход, который украшает гигантская репродукция с картины модного художника Никаса Сафронова. Сюжет классический, библейский: «Георгий Победоносец побивает змия». Только нет в картине правды характеров: Георгий какой-то тщедушный, а змей, похоже, издох сам по себе, от старости, и даже не дергается, когда его поражает копье небесного воина. Встречает нас приветливый бородатый мужчина в черной косоворотке. Мы интересуемся: как нам пообщаться с руководителем «Союза»? Бородач роняет, мол, сейчас позову Терехова, а мы, в свою очередь, вздрагиваем:
- Какого Терехова? Мы у Терехова только что были - в «Союзе офицеров»ѕ
Бородач успокаивает нас. Терехов-«черносотенец» совсем другой человек. Просто они делают одно дело и даже вместе создают партии и движения.
Появляется Терехов-второй, Дмитрий Юрьевич. В черной «уставной» майке с прилипшим к ней тополиным пухом. Мы садимся за огромный стол в конференц-зале. По слухам, за столом этим рождались и умирали десятки патриотических партий и общественных объединений, проходили «всевселенские» конгрессы русского народа, формировались и свергались теневые правительства России. Сейчас стол завален шикарно изданной патриотической литературой. Я вздрагиваю еще раз - прямо перед моим носом на столе лежит стопка юбилейных конвертов с портретом ВВП. На конверте написано: «7 октября 2002 года 50 лет Путину В. В».
- Мы выпускали - к юбилею президента, - говорит Дмитрий Терехов. У меня все это как-то не укладывается в голове. А как же «фирменная» лютая ненависть к нынешней власти? По инерции интересуюсь судьбой поезда Грозный - Москва: кто? Дмитрий Юрьевич глядит на меня добрейшими глазами сквозь толстые стекла очков и раскрывает тайну загадочного теракта.
- Полное безумие - приписывать этот теракт национальным силам, потому что политика Путина в Чечне верна и нас она устраивает. Она направлена на полную «чеченизацию» конфликта, когда чеченцы сами разбираются между собой. Боевикам потребовалось опять втянуть в этот конфликт русских.
- Кто же ваши враги?
- Мы себя считаем массовой контрреволюционной силой, которая предотвратит возврат ельцинского режима. «Оранжевая» революция готовится открыто, нагло. Люди, которые собираются занять Кремль, недостойны даже переговоров. Их целью будет распад России. Мы однозначно стоим на стороне президента Путина, хотя во многом с ним и не согласны.
Не смог мой умнейший собеседник Дмитрий Терехов доказать мне, что их организация, случись что, выведет на улицы миллионы людей. Видел своими глазами - не ходят люди даже на национал-патриотические митинги, потому что бессмысленное это занятие. Наш разговор оставил какое-то тягостное впечатление, помноженное на ощущение грядущей беды. Просто была уже в истории России контрреволюционная «черная сотня», не спасла она страну от крови.
Гони иммигранта - спасай Россию!
С координатором «Движения против нелегальной иммиграции» встреча была назначена в очень пафосном ресторане-клубе, выдержанном в «имперско-дворянских» традициях. Я туда даже заходить один постеснялся - не был уверен, что хватит денег хотя бы на чай, да и выглядел я негламурно. У «Движения» нет офиса, но зато есть региональные ячейки по всей стране и реальные соратники - поумневшие и повзрослевшие скинхеды, студенты, сочувствующие журналисты, мелкие предприниматели, которым торговцы с Востока как кость в горле. Есть даже детские врачи и учителя. В Москве одно время соратники из «ДПНИ» получили официальный статус дружинников и патрулировали окрестности Измайлова. Выявляли нелегальных иммигрантов, которых там больше, чем коренных москвичей, раз так в двадцать. Но местным ментам даже даром оказались не нужны такие добровольные помощники. Мешали они органам милицейский хлеб зарабатывать. Сейчас «ДПНИ» пашет другую ниву - занимается правозащитой коренного населения России, до которого у «настоящих» правозащитников все никак руки не доходят. Координатор «ДПНИ», юрист Александр Белов, когда-то стоял у истоков знаменитого и ужасного общества «Память» - ночного кошмара либеральной общественности. «Памятники» оказали серьезную информподдержку массовой еврейской иммиграции из СССР, но так в итоге никого не зарезали и не погромили. Мы пьем чай на веранде «дворянского» клуба, и я смотрю, как во двор один за другим въезжают глазастые «Мерседесы», а пустые столы заполняются бизнесменами: здесь обедают весьма богатые люди, ценящие традиционную русскую кухню. Александр Белов, узнав, что я был свидетелем падения Акаева, начинает подробно расспрашивать меня о «революции тюльпанов». Он смеется, когда я говорю, что в Киргизии была национальная революция сосновых дубин и булыжников, а цветами там даже и не пахло. Не сезон. Бросаю вскользь, мол, в России грядущая национальная революция уже отчетливо пахнет тротиломѕ Вот и поезд чеченский подорвалиѕ Кто бы это мог сделать?
И тут координатор выдает неожиданное заявление:
- А могли и русские этот поезд взорвать!
Сказано это было довольно громко, у буржуя за соседним столом даже семга слетела с вилки на скатерть. Я тоже оторопел, а мой собеседник продолжил развивать свою мысль:
- Члены националистических группировок, воевавшие в Чечне, недовольны тем, что власть в республике опять в руках боевиков. Через какое-то время будет озвучена информация, что в России есть ультрарадикальная группировка, назовем ее «Подводная лодка», состоящая из действующих офицеров спецслужб и вооруженных сил. Удар был направлен против инородцев, и это был знак власти: у вас есть шанс задействовать патриотические лозунги, которые вы использовали при приходе в Кремль.
Спрашиваю у Александра Белова, будут ли они готовиться к «оранжевой» революции? Мой вопрос его развеселил.
- Будем точить топоры и присматривать магазины! Оккупированные нелегальными иммигрантами. (Смеется.) Будем использовать момент. Задача у «оранжевых» одна - максимально ослабить страну, а значит, в ней должны постоянно происходить смены элит и волнения. Вот мы эту элиту и сменим. Окончательно.
ЦИФРЫ
Сколько на Руси националистов?
Скинхеды - 85 000, 100 000 сочувствующих.
Национал-большевики - 7000 официально, 10 000 сочувствующих.
Движение против нелегальной иммиграции - 3000 соратников.
Русское Национальное Единство - 5000, сочувствующих 10 000.
«Национально-державная партия России» - 10 000.
Итого: 230 000.
Данные «Панорамы» и самих партий.
|