"О коллегиальном исполнительном органе компании" - так был обозначен в официальной повестке главный вопрос на заседание в понедельник совета директоров "Газпрома". Итоги заседания вышли скандальными: совет директоров под председательством Рема Вяхирева по сути провалил предложение главы компании Алексея Миллера совершить кадровую революцию - сократить правление на 10 человек с нынешних 23. Вопрос отложен до 25 января. А вместо давно анонсированной отставки первого заместителя председателя правления Вячеслава Шеремета - основного распорядителя финансовых потоков компании и ближайшего сподвижника Вяхирева - компанию 1 января 2002 года покинет Петр Родионов. Человек, которого Миллер хотел видеть на месте Шеремета.
В понедельник на оперативном совещании перед советом директоров глава "Газпрома" Алексей Миллер совершенно неожиданно объявил о новом кадровом назначении - на должность заместителя председателя правления компании назначен Александр Ананенков. Почти вся творческая биография нового назначенца связана с "дочкой" газового монополиста - предприятием "Ямбурггаздобыча", где он дорос до гендиректора. Газовиков в руководство "Газпрома" в последнее время назначать не принято. Так что это кадровое решение уже выглядело неким реверансом "старой" команде топ-менеджеров.
С другой стороны, по сведениям "Известий", подал в отставку ближайший соратник Рема Вяхирева Валентин Никишин, возглавлявший "дочку" монополиста - "Межрегионгаз" и еще летом прошлого года считавшийся преемником Вяхирева на посту председателя правления "Газпрома". Однако уволить Вячеслава Шеремета не удалось. Любопытно, что отставка Шеремета была озвучена еще полгода назад. Первым заместителем председателя правления вместо него назначили Петра Родионова. Однако спустя некоторое время заместитель председателя совета директоров "Газпрома", заместитель главы администрации президента Дмитрий Медведев ошарашил журналистов заявлением: Шеремет работает. По уставу у главы "Газпрома" может быть только один первый заместитель, поэтому должность Петра Родионова так и осталась неясной. То ли первый зам, то ли "просто" зам.
Скандал вокруг пары Шеремет-Родионов был только одним звеном из целой вереницы неприятностей, постигших "Газпром" в 2001 году. Отказ Европейского банка реконструкции и развития дать компании кредит из-за неясности отношений с группой компаний "Итера", явная неспособность нового руководства принять решение о судьбе непрофильных активов компании.
Петр Родионов последовательно выступал за отказ от непрофильных активов, а слухи об отставке самого Миллера как "не справившегося с должностью" подрывали и без того небезупречную репутацию газовой империи. Попыткой реабилитироваться перед инвесторами стал обсуждавшийся в понедельник вместе с кадровыми вопросами проект финансовой стратегии, которая принадлежит перу нового заместителя Алексея Миллера - Виталия Савельева. Савельев представил свое произведение на заседании совета в понедельник. Из написанного в проекте стратегии следует, что новый топ-менеджмент намерен изменить финансовое состояние компании и повысить ее капитализацию, управляя финансами сообща. В "Газпроме" планируется создать некий комитет по контролю и управлению финансами. Однако в ситуации, когда газовая монополия в стране не реформируется, а правительство блокирует повышение тарифов на газ на российском рынке, даже при большом желании реализовать задуманное новому руководству компании будет почти невозможно.
Аналитик компании "Тройка-Диалог" Валерий Нестеров заявил "Известиям", что "во времена руководства команды Рема Вяхирева такая финансовая стратегия вообще не могла бы появиться. Планы подчинить финансы коллективу менеджеров - большой шаг вперед. Это сократит возможность размазывать деньги компании. Руководство "Газпрома" намерено усилить систему отчетов. Но если главный акционер компании - государство - не прекратит субсидировать другие отрасли за счет "Газпрома", у монополиста вряд ли что-то получится".
Совет директоров "Газпрома" финансовую стратегию в целом одобрил. Зато проект стратегии управления имуществом и активами, жизненно важный для "Газпрома" именно сейчас, когда добыча снижается, а главный покупатель российского газа - Западная Европа - отказывается от долгосрочных контрактов, позволявших фактически заранее планировать прибыль, был отправлен на доработку.
Не ясна и судьба инвестиционной стратегии. Член совета директоров "Газпрома" Борис Федоров заявил, что "совет решил, что сейчас нет никакого смысла говорить об инвестициях. Все будет зависеть от того, повысит ли правительство цены на газ на внутрироссийском рынке. В противном случае "Газпром" сократит поставки газа на внутренний рынок, и невозможно будет прибегнуть к внешним заимствованиям". Вопрос о тарифах - единственный, где у старой и новой команд "Газпрома" существует полное единство. Накануне совета один из недавно назначенных заместителей Миллера Александр Рязанов заявил: "Газпром" надеется, что в ближайшие два-два с половиной года газ внутри России будет стоить $30-35 против нынешних $15".
Положительно был решен вопрос о выкупе 32% акций "Пургаза", которые сейчас принадлежат группе компаний "Итера". Этот вопрос официально не значился в повестке вчерашнего заседания. Напомним, что для того, чтобы вернуть акции "Пургаза" "Газпрому", придется возместить "Итере" $200 млн убытков.
|