В США раскрыт один из главных политических секретов прошлого века. Таинственным информатором, из-за которого разгорелся уотергейтский скандал и с позором ушел в отставку президент Ричард Никсон, оказался бывший заместитель директора ФБР Марк Фелт. На протяжении 32 лет он был известен под прозвищем Глубокая Глотка.
Во время предвыборной кампании 17 июня 1972 г. пять злоумышленников проникли в штаб-квартиру национального комитета демократической партии США, которая размещалась в вашингтонской гостинице Watergate. Полиция их арестовала и начала расследование. Но истинную цель неблаговидного поступка удалось выяснить не детективам, а двум журналистам газеты Washington Post Бобу Вудворту и Карлу Бернштейну. Неизвестный, но хорошо осведомленный источник рассказал репортерам, что взломщики проникли в офис демократов, чтобы установить там подслушивающую аппаратуру в интересах республиканской партии. Президентом США был тогда республиканец Ричард Никсон, который баллотировался на второй срок. В результате расследования стало известно, что добро на установку “жучков” дал сам Никсон, и в августе 1974 г. президент подал в отставку.
До сих пор источник, предоставивший репортерам бесценную информацию, был известен только как Глубокая Глотка. Политики и журналисты пытались вычислить информатора, но кандидатур было слишком много, а оба репортера свято хранили тайну. Правда, в 1993 г. они продали за $5 млн Университету штата Техас свой уотергейтский архив, в который вошли все их черновики и публикации на эту тему в Washington Post. Но имени источника так и не раскрыли.
Тайное стало явным во вторник, когда журнал Vanity Fair сделал сенсационное разоблачение. Глубокой Глоткой оказался бывший заместитель директора ФБР, 91-летний Марк Фелт. Как рассказал корреспонденту BBC лондонский редактор журнала Генри Портер, несколько лет назад к его предшественнику, Грейдону Картеру, обратился друг и адвокат семьи Фелт Джон О'Коннор. Адвокат заявил, что его клиент и есть Глубокая Глотка и что он хотел бы поведать об этом миру со страниц уважаемого издания.
Адвокат хотел, чтобы журнал заплатил и ему, и семье Фелта. Сначала Картер отказался, но потом передумал. На создание сенсационного материала было брошено 15 журналистов, которые работали вместе с О'Коннором в обстановке строжайшей секретности. Дошло до того, что о готовящейся публикации не знал даже Карл Бернштейн, который сейчас работает в Vanity Fair. И он, и другой творец уотергейтской сенсации — Вудворд узнали, что Фелт решил раскрыться, только во вторник утром. “Мы боялись, что если о публикации узнают Боб или Карл, то Washington Post нас опередит”, — признался в интервью корреспонденту этой газеты один из ведущих авторов материала Дэвид Френд.
Все эти годы Фелта мучила совесть, говорит его адвокат. “Марку было не по себе от мысли, что, работая в ФБР, он выдал секретную информацию, — рассказал журналистам О'Коннор. — Он повторял, что сотрудник ФБР не имеет на это права. Три года назад Фелт открыл свою тайну близким, и они-то убедили его, что он поступил правильно”.
“Отец никогда бы так не сделал, если бы не был уверен, что это единственный способ разоблачить коррупцию, в которой погряз Белый дом и Министерство юстиции”, — объясняет Марк Фелт-младший.
Теперь семья ветерана спецслужб хочет опубликовать книгу. Литературные агенты полагают, что только аванс за издание может превысить $1 млн. Правда, непонятно, кто станет ее писать. Дочь главного героя Джоан Фелт вместе с О'Коннором обратились с таким предложением к самому Бобу Вудворту, но журналист оставил его без ответа. Семейство Фелт, впрочем, от заманчивой идеи не отказывается. “Я сказал ему [Вудворту], что если это не сделает он, то мы это сделаем сами”, — говорит О'Коннор. (Использованы материалы WSJ.)
|