"Криминальная история новейшей России богата заказными убийствами высокопоставленных чиновников и предпринимателей. Однако драма, произошедшая в столице неделю назад, выделяется даже на их фоне. Среди бела дня был застрелен бывший замдиректора ФСБ, экс-начальник УФСБ по Москве и Московской области, генерал-полковник в отставке Анатолий Трофимов. Если так убивают одного из руководителей спецслужб (пусть и бывшего), о могуществе и неуязвимости которых ходят легенды, значит, никто в нашей стране не может чувствовать себя в безопасности.
Около половины восьмого воскресного вечера 65-летний г-н Трофимов вместе с гражданской женой, 28-летней Татьяной Копытциной, и 4-летней дочкой на Jeep Cherokee подъехали к своему дому на севере Москвы. По одним информационным сообщениям, припарковав машину, супруги направились к подъезду, а дочка увидела прогуливавшихся соседей и побежала к ним. В этот момент к супругам подошёл человек в натянутой на голову чёрной маске с прорезями для глаз и открыл огонь из пистолета Beretta. Трофимов от пулевых ранений в спину и затылок скончался на месте, Копытцина — спустя несколько часов в больнице. По другим сообщениям, генерал был убит за рулём джипа выстрелами через лобовое стекло. А жена бросилась бежать к подъезду, но пули догнали и её.
Ребёнка убийца не тронул. Отстрелявшись, спокойно спрятал под куртку оружие и пошёл в соседний двор. Там его, видимо, поджидал сообщник на машине. Во всяком случае, поисковая собака потеряла след преступника на краю проезжей части.
Двор был полон народа. На площадке играли дети, рядом с магазином были люди. Однако выстрелов благодаря глушителю никто не слышал. На месте происшествия остались три гильзы калибра 9 мм и очевидцы, со слов которых был составлен фоторобот исполнителя преступления — мужчины нормального телосложения, ростом 1 метр 80 сантиметров.
Введённые в столице спецпланы «Перехват» и «Вулкан-5» никаких результатов не принесли. И это несмотря на то, что в оперативно-следственную группу по расследованию преступления было поручено ввести самых опытных сыщиков Главного управления угрозыска МВД РФ, МУРа, следователей из ФСБ и управления по расследованию убийств и бандитизма московской прокуратуры. Тем не менее до сих пор не удалось задержать ни одного подозреваемого.
Генерал знал, что смерть близка
Хотя у Трофимова не было охраны, его нельзя обвинить в излишней беспечности. За несколько дней до убийства неизвестный среди ночи разбил стекло в джипе генерала, припаркованном во дворе его дома. Сработала сигнализация, жена предложила ему выйти и разобраться с хулиганами. Трофимов ответил: «Это не хулиганы. Те, кто разбил стекло, хотят выманить меня во двор, но у них ничего не выйдет».
Видимо, генерал не только чувствовал, что за ним идёт охота, но и знал охотника. Однако никаких предупреждений в стиле «в моей смерти прошу винить...» он не оставил. Врагов у него было много, соответственно много и версий причин его смерти.
Версия 1. Реформаторская
В 90-е годы в окружении Ельцина сложились две команды, жёстко конкурирующие между собой за «доступ к телу». Либералы кучковались вокруг Анатолия Чубайса и Татьяны Дьяченко. Им противостояла группировка во главе с начальником охраны президента Александром Коржаковым и вице-премьером Олегом Сосковцом. В последнюю входил и Трофимов.
В разгар президентской кампании 1996 года Коржаков решил раз и навсегда разобраться с конкурентами и приказал Трофимову арестовать членов штаба Ельцина Сергея Лисовского и Аркадия Евстафьева, изъяв у них знаменитую коробку из-под ксерокса с нелегальными $538 тысячами.
Экстренное вмешательство Дьяченко спасло младореформаторов. Чубайс переиграл Коржакова, а Ельцин уволил Трофимова некоторое время спустя «за упущения, допущенные в служебной деятельности». Формальным поводом стала причастность подчинённых Трофимова к наркоторговле.
По странному стечению обстоятельств незадолго до убийства генерала произошло покушение на его давнего оппонента и недруга — Чубайса. На эту связь сейчас намекает и Коржаков: «Может быть, сейчас кому-то стало не совсем комфортно иметь такого живого свидетеля тех событий, как Трофимов?
Версия 2. Чекистская Трофимов стал жертвой начинающейся борьбы в разведсообществе за Кремль-2008. Нынешняя чекистская элита работает на преемника Путина. Старая гвардия желает кардинальной смены курса и расширяет контакты с оппозицией.
За два дня до убийства Трофимова на капоте автомобиля «Мерседес-500» с милицейскими номерами, владельцем которого был другой бывший заместитель директора ФСБ Юрий Заостровцев, курировавший экономическую контрразведку, был обнаружен предмет, похожий на взрывное устройство. Специалисты сапёрной группы ФСБ установили, что это всего лишь муляж самодельной бомбы, но возбудили уголовное дело. Слишком это было похоже на последнее предупреждение.
Потрясающее совпадение! С интервалом в два дня угроза в адрес одного замдиректора ФСБ и убийство другого. Это не может быть просто случайностью.
Заостровцев считается одним из самых тесных соратников главы ФСБ Николая Патрушева. А Трофимов и после отставки оставался одним из лидеров старой команды ФСБ, не связанной с «питерцами».
Борис Березовский в своё время пытался лоббировать восстановление генерала в руководстве ФСБ. Поэтому логично заявление, с которым выступил доверенный человек лондонского «эмигранта», бывший подполковник ФСБ Александр Литвиненко:
— Я знаю Трофимова с 1991 года. Это убийство политическое. Трофимов был одним из думающих генералов ФСБ. Он в своём кругу всегда выступал против войны в Чечне, против разрушения государства, против коррупции и против Владимира Путина. Кроме того, он много знал об убийстве Листьева и Рохлина.
Версия 3. Финансовая Как и многие отставные чекисты, генерал Трофимов ушёл в бизнес. С 2000 года Трофимов занимался вопросами безопасности в инвестиционной компании «Группа «Финвест». По мнению его сына Бориса, «единственно реальной версией убийства является то, что отец принял слишком активное участие в дележе (!) этой фирмы между её владельцами. В последние дни перед покушением стало ясно, что среди них возникли какие-то очень серьёзные разногласия».
Фактическими владельцами «Финвеста» являются президент Российского еврейского конгресса, член Совета Федерации ФС РФ Владимир Слуцкер и бывший руководитель крупнейшего российского таможенного брокера «РОСТЭК» Амбарцум Сафарян. Группа «Финвест» владеет пакетами акций десятков крупных транспортных и строительных фирм, имеет серьёзные интересы в кредитно-финансовой сфере, металлургической и ликёроводочной промышленности. Среди её дочерних предприятий — торговый дом «Белый аист — Молдова», гостиничный комплекс «Жемчужина» (Сочи), «Мосдачтрест», Шадринский молочноконсервный комбинат и т.д. «Финвест» был участником и некоторых бизнес-войн, в частности за акции Нижнетагильского металлургического комбината.
Много лет Слуцкер и Сафарян работали вместе, но недавно решили разделиться. Генерал Трофимов обеспечивал прохождение дележа «в рамках правового поля». По словам его сына, «раздел имущества между двумя совладельцами стал проблемой стратегического характера, которая напрямую коснулась отца». Месяц назад на чердаке главного офиса компании на Гоголевском бульваре была обнаружена бомба. Её заложили прямо над кабинетом, который сохранил за собой Слуцкер. Бомбу удалось вовремя найти и обезвредить. Трофимов уволился из компании и сказал своему старому знакомому Коржакову, что наконец-то чувствует себя спокойно. Но спокойствие оказалось обманчивым.
Трофимов мог и не попасть в жернова конфликта между Слуцкером и Сафаряном. В рамках сотрудничества с «Финвестом» генерал, к примеру, участвовал в проекте этой компании «Новое жёлтое такси», «разруливая» конфликты на рынке перевозок.
В начале 90-х он уже помогал становлению «Автолайна». Бизнес этой компании начинался на юге и юго-западе Москвы и Подмосковья, а Трофимов очень хорошо знал эту территорию, потому что ранее курировал дела в отношении подольской и солнцевской ОПГ. Тогда он помог «Автолайну» «подвинуть» бандитов на рынке пассажироперевозок.
«Новое жёлтое такси» сильно потеснило частников на столичных вокзалах. Под давлением Трофимова милиция регулярно проводила рейды в таких прибыльных точках, как вокзалы и аэропорты, задерживая конкурентов.
Рынок городских перевозок — один из самых криминальных и прибыльных. В январе был убит Феликс Нейман, финдиректор «Москэба», — ещё одной компании с амбициозными планами на рынке извоза, получившей монопольное право на обслуживание пассажиров Шереметьева. Не исключено, что и гибель Трофимова стала фактором передела рынка такси.
Любопытно, что руководство «Финвеста» категорически запретило своим сотрудникам разговаривать с журналистами на тему Трофимова. По словам сына, отец отказывался обсуждать с ним дела компании. Но, возможно, какой-то информацией он поделился со своей женой. Во всяком случае, заказ явно был не только на генерала, но и на неё. Ведь в качестве свидетеля она была неопасна для убийцы в маске.
СПРАВКА Карьера Трофимова началась в 1962 году, после окончания 1-го факультета Высшей школы КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского. Поработав старшим следователем по особо важным делам в Среднеазиатском военном округе, он с 1971 года был переведён в столицу. Занимая должность заместителя начальника следственного управления КГБ СССР, Трофимов принимал дела от 5-го управления КГБ, ответственного за борьбу с инакомыслием. Его усилиями за решётку попали такие известные диссиденты, как Кронид Любарский, Сергей Ковалёв, Глеб Якунин, Валерия Новодворская, Александр Подрабинек, Юрий Орлов, Сергей Григорьянц, Натан Щаранский.
По словам Елены Боннэр, Трофимов «с особым подобострастием преследовал диссидентов, применяя к ним недозволенные даже при советском режиме методы допроса».
Из 5-го управления КГБ Трофимов был переброшен в 3-е — по борьбе с оргпреступностью, а затем стал заместителем начальника Московского управления КГБ. На этих постах он вновь отметился рядом очень громких дел. Директор знаменитого Елисеевского гастронома Юрий Соколов за получение взяток от высокопоставленных лиц был приговорён к расстрелу. Дело магазинов сети «Океан» привело к аресту замминистра рыбного хозяйства СССР Рытова и начальника «Рыбпромсбыта» Рогова. «Хлопковое дело» закончилось заключением под стражу нескольких сотен человек.
Среди подследственных Трофимова был и его подчинённый по 5-му управлению КГБ Виктор Орехов. Орехов проникся идеями правозащитников и стал через третьих лиц сообщать им о готовящихся арестах и обысках, давал профессиональные советы, как обнаружить слежку, как вести себя на допросах. В 1978 году Орехов был разоблачён и получил восемь лет строгого режима за злоупотребление служебным положением и разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Позднее он рассказывал:
— Трофимова я знал примерно с 1969 года. Мы с ним отмечали даже праздники в общей компании. Но когда меня арестовали, Трофимов заявил: «Придёт время, когда таких, как ты, мы будем расстреливать без суда». По его мнению, у госбезопасности должны быть свои трибуналы.
При перестройке Орехов вышел на свободу. Но в 1995 году был вновь арестован, на этот раз за «незаконное хранение оружия», и приговорён к трём годам строгого режима. Правозащитники тогда высказали предположение о причастности к новому делу Орехова его экс-начальника, который мстил за прошлое.
Трофимов и после перестройки не забывал о своих бывших клиентах. В 1995—1996 годах он активно участвовал в уголовном деле Новодворской. В материалах этого процесса фигурировало письмо за подписью Трофимова: «По имеющимся данным, лидер ДС Валерия Новодворская, известная в прошлом своей экстремистской деятельностью, намеревается в ближайшее время выехать во Францию, где планирует выступить в Европарламенте и по французскому телевидению. Анализ имеющихся оперативных материалов даёт основания полагать, что выезд во Францию Новодворская может использовать для компрометации перед мировой общественностью государственной политики Российской Федерации».
Еще на эту тему:
Смерть чекиста Андрей Солдатов, Агентура.ru / также на «Эхо Москвы» /
"Убийство бывшего начальника московского ФСБ Трофимова – это, конечно, серьезный звонок. В Москве генералов ФСБ не убивали никогда.
Конечно, странно слышать о том, что были какие-то политические причины убивать генерала, ушедшего со службы в 1997 году. Трофимов после отставки занимался тем же, чем занимаются все отставные генералы спецслужб – реализовывал свои связи для решения вопросов.
Другое дело, что отставных генералов ФСБ у нас много, почти все вроде бы заняты тем же, чем занимался Трофимов, только раньше этих генералов никто не убивал. А тут еще накануне подложили муляж взрывного устройства Заостровцеву, бывшему начальнику всесильного Департамента экономической безопасности ФСБ.
Что-то явно изменилось.
В нормальных странах есть четкие и достаточно жесткие правила, что можно и нельзя делать после отставки сотрудникам спецслужб. Если со службы уходит офицер уровня начальника управления и выше – то это работа в Сити, под чем понимается хорошая должность в приличной компании. Более авантюрные вещи – создание с нуля служб охраны, или, что очень распространено в Великобритании и США – компаний по предоставлению наемников для, скажем, охраны нефтепроводов где-нибудь в Сьерра-Леоне – это работа для отставных офицеров рангом намного ниже – в лучшем случае подполковников. Кроме того, обычно такими вещами занимаются все-таки бывшие армейские офицеры или офицеры спецназа, а не сотрудники ЦРУ или МИ6. Ну не может бывший шеф управления ЦРУ так рисковать. Он слишком публичная фигура, и в случае скандала потери для него и службы будут слишком велики. Таковы правила.
У нас эти правила до какого-то времени действовали. То есть отставные генералы активно в разборки не лезли, получали приличные должности в больших компаниях, и предпочитали светиться на каких-нибудь конференциях по борьбе с терроризмом.
А потом эти правила стали меняться. Как ни странно, но забота о репутации конторы отошла на задний план. Ведь убийство Трофимова – это не первый скандал среди бывших, бьющий по имиджу системы.
Вот очень показательный случай.
В 2002 году по обвинению в вымогательстве был арестован, а в прошлом году осужден Юрий Левицкий, бывший офицер внешней разведки.
Пикантность ситуации в том, что, кроме того, что Левицкий возглавлял ЧОП, из-за которого он и попал в тюрьму, он делал еще одно важное дело. В 2000 году в ФСБ возникла идея о создании неофициальной пресс-службы, которая будет улучшать имидж Лубянки. Было решено создать для этого специальную комиссию в рамках Консультативного Совета ФСБ. Есть такая структура при ФСБ, который наполовину состоит из действующих, а наполовину из бывших сотрудников. Левицкий и возглавил эту комиссию. А потом сел в тюрьму. То есть человек, который отвечал за формирование имиджа ФСБ, стал зеком. В общем, какие люди, такой и имидж – тенденция отражена."http://www.agentura.ru/dossier/russia/people/soldatov/colonka/trofimov/
Трофимов Анатолий Васильевич Бывший начальник УФСБ по Москве и Московской области и заместитель директора, генерал-лейтенант Родился в 1940 г. в Московской области. В 1966 г. окончил 1-й факультет Высшей школы КГБ им. Ф.Э. Дзержинского (правовед). Служил следователем особого отдела Туркестанского военного округа, старшим следователем по особо важным делам в Среднеазиатском военном округе. С 1971 г. - на различных должностях в управлении КГБ по г. Москве и Московской области - от старшего следователя до заместителя начальника Московского управления. С января 1992 г. - начальник Управления по борьбе с контрабандой и коррупцией Министерства безопасности России.
С мая по август 1994 г. - заместитель начальника Академии Федеральной службы контрразведки, руководил курсами повышения квалификации руководящего состава. 19 января 1995 г. Указом Президента РФ назначен заместителем директора Федеральной службы контрразведки РФ, начальником Управления Федеральной службы контрразведки РФ по Москве и Московской области. Дружен с бывшим начальником Службы безопасности Президента РФ Александром Коржаковым. Был уволен спустя два дня после того, как за торговлю кокаином были задержаны двое его подчиненных. Скандал попал в газеты. Проверяющие ставили трофимову в вину,что его управление активно сотрудничало с КБ «Супримэкс-банк» и «Возрождение». Был инициатором того, чтобы управению вернули следственный аппарат. Его коньком были громкие дела – Янчева и Ильющенко, Лисовского, Евстафьева и Догаева. Участвовал в аресте Руцкого и Хасбулатова. Расследовал такие дела, как «овощное», «хлопковое», «дело Елисеевского магазина», «дело фирмы «Океан»», «дело Орехова». Виктор Орехов - бывший капитан КГБ, член «Демократического союза». Работая в 70-е гг. в 5-м управлении КГБ СССР, занимался делами правозащитников. Сообщал им о готовящихся арестах и обысках, давал профессиональные советы, как обнаружить слежку, как вести себя на допросах. Был разоблачен и осужден на 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Женат. Двое сыновей.
Источники: Московские Новости № 27 07.96 Коммерсант 21.02.97 Общая газета № 9 03.97 Лица № 4 04.97
|