Федеральный православный телеканал, о котором так долго говорили в Московской патриархии, может стать явью. На так называемой третьей частоте, где в очередь с ТВЦ вещает сейчас телекомпания "Московия". В мае у "Московии" заканчивается лицензия на вещание. И на освобождающуюся частоту может быть объявлен конкурс.
"Московия" уже сейчас немного смахивает на православное телевидение. В выпусках новостей обязательно присутствует церковная хроника. Одной из главных программ является "Русский взгляд" Ивана Демидова - агрессивный православно-патриотический агитпроп. Пост гендиректора "Московии" в последние годы занимали два православных предпринимателя - Владимир Желонкин и Андрей Писарев. Теледебют обоих состоялся в середине 90-х в созданном под эгидой митрополита Кирилла (Гундяева) "Православном информационном телевизионном агентстве". Связь "Московии" с православием очевидна, что делает частоту привлекательной для потенциальных инвесторов православного ТВ.
Деньги
Главным препятствием на пути создания канала может стать отсутствие стабильных источников финансирования. Года три назад на открытии Международных рождественских чтений в Кремлевском дворце один из выступавших уже призвал православных скинуться по рублю на православное ТВ. Многие скинулись, но канал так и не открылся. Даже целевого сбора пожертвований в масштабах всей РПЦ будет недостаточно для финансирования федерального канала.
Среди иерархов РПЦ есть несколько человек, чьих средств могло бы хватить на поддержание православного телевидения. Список "олигархиереев" открывает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), чье состояние эксперты оценивают в $ 1 млрд. Но владыка Кирилл предпочитает держать в строжайшей тайне свои финансовые дела; он участвует в финансировании "Информационного агентства РПЦ", которое выпускает в эфир его монопрограмму "Слово пастыря". Еще недавно считалось, что достаточными для создания федерального канала средствами обладает и главный "конкурент" владыки Кирилла - митрополит Мефодий (Немцов). Однако полтора года назад он был "сослан" в Казахстан, свернул часть своего бизнеса и перестал принимать активное участие в российских церковных делах. Не исключено, что серьезными средствами обладает сам Патриарх Алексий II, но эта тема слишком секретна и запретна, и нет никаких шансов, что патриаршие средства будут когда-нибудь засвечены в каком-нибудь публичном проекте.
Остаются лишь два возможных источника финансирования: "православно-патриотический" бизнес и госбюджет (в современной России происходит их активная диффузия). Если говорить о первом источнике, на ум приходит сенатор Сергей Пугачев, владелец Межпромбанка, признанный "православный олигарх". Его духовно опекает близкий к президенту Путину архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря на Лубянке. О. Тихон всегда проявлял повышенный интерес к СМИ - был комментатором православно-патриотической программы Александра Крутова "Русский дом" и создателем самого успешного церковного интернет-проекта "Православие.Ру". Используя свой доступ в Кремль, о. Тихон мог бы привлечь к финансированию православного ТВ и тех предпринимателей, которые доселе православными не считались.
В современных условиях нельзя исключить и государственное финансирование. Ради видимости соблюдения Конституции на новом православном канале можно было бы выделить время "традиционным" мусульманам и иудеям и запустить проект под лозунгом "защиты духовной безопасности России". Таковая защита, равно как и духовное возрождение народа, считаются нынче задачами государственными.
Лица
Одних денег для успеха нового канала недостаточно. Нужны узнаваемые "брэндовые" персонажи. И здесь перед создателями православного ТВ - сложная дилемма. На роль "лиц канала" претендуют две трудносовместимые команды. К первой принадлежат нынешний депутат Госдумы от партии "Родина" Александр Крутов (многолетний ведущий программы "Русский дом") и старший референт Патриарха Алексия II Николай Державин, дебютировавший как ведущий программы "Ныне" на Первом канале и комментировавший прямые трансляции патриарших богослужений. К этой же команде можно отнести и священника Иоанна Охлобыстина, уже лет десять подвизающегося на ниве православного ТВ. Бесспорным лидером второй команды является Иван Демидов, чье появление в качестве ведущего православно-патриотического "Русского взгляда" шокировало многих. В состав этой же команды могли бы войти еще более рискованные персонажи - ведущая МTV Тутта Ларсен и Андрей Малахов с Первого канала. По признанию Ивана Демидова, оба они являются усердными христианами и посещают тот же приход, что и он сам.
Создателям православного ТВ придется сделать непростой выбор. Первая команда однозначно оттолкнет молодежь, а вторая - людей церковных, причем нет гарантии, что молодежь сохранит верность кумирам после радикальной смены их имиджа. Элементарная логика подсказывает рискованный выбор в пользу второй команды: воцерковленные люди будут верны Церкви и без всякого телеканала, а привлечь в нее молодежь сможет скорее Тутта Ларсен, нежели Александр Крутов.
Альтернативы
Создание федерального православного ТВ - не единственный и, может быть, не самый эффективный путь продвижения православия телевизионными средствами. В РПЦ есть немало сторонников создания развитой сети региональных церковных телестудий, которые, с одной стороны, стоят намного дешевле, а с другой - гораздо ближе к своей аудитории. Первый опыт целиком православного телеканала - это нашумевшее первоуральское телевидение в Свердловской области. В начале февраля владелец ОАО "Уралтрубпром" Георгий Архипов приобрел 21-ю дециметровую частоту и подарил ее Екатеринбургской епархии РПЦ. Сейчас православным телевещанием охвачена большая часть области. В большинстве "традиционно православных" регионов России выходят в эфир короткометражные православные передачи. Правда, они не вызывают особого интереса, потому что делают их непрофессионалы. Но Липецкая и Ярославская епархии уже создают свои каналы - Липецкая на средства местного металлургического олигарха, а Ярославская - за счет платной подписки ($ 70 в месяц). Последняя, впрочем, едва ли будет иметь успех. По такому пути попыталось пойти созданное Санкт-Петербургской епархией "Свободное народное телевидение", так и не выпустившее ни одной программы.
В региональном православном телеэфире России может появиться и влиятельный иностранный игрок - украинский канал "Киевская Русь", созданный на средства донецкого олигарха Виктора Нусенкиса. Российский штаб "Киевской Руси" базируется в роскошном доме отдыха в подмосковном "Плесково". На Марксистской улице в центре Москвы располагается еще одно подразделение "Киевской Руси". Говорят, здесь уже идут съемки нескольких православных сериалов. Господин Нусенкис приобрел и спутниковую частоту под канал "Держава", но это приобретение пока не афишируется.
Подготовка к торжественному запуску нового идеологического проекта власти под кодовым названием "православное телевидение" идет полным ходом в обстановке беспрецедентной секретности. Вопрос в другом: так ли уж нужно это телевидение православным зрителям, не таит ли неизбежная на ТВ "попсовизация" православия серьезной опасности для самой Церкви?"
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Желонкин, председатель совета директоров ОАО "ТРВК "Московия": - Мне не вполне понятен ажиотаж по поводу окончания срока действия нашей лицензии. 20 мая срок действия лицензии истекает не только у "Московии", а сразу у нескольких телеканалов. По закону, телевизионная частота выставляется на конкурс, если вещатель получил предупреждения от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. У "Московии" таких предупреждений до сих пор не было. Я думаю, что в нашем случае может идти речь об автоматическом продлении лицензии на следующие пять лет. Разговоры о "православной ориентации" нашего канала мне кажутся не соответствующими действительности. Православной может считаться лишь одна-единственная программа "Русский взгляд". Это авторская программа Ивана Демидова, и он как автор имеет право на свою собственную позицию. "Московия", или "3-й канал", - это информационный городской канал. Самыми важными мы считаем для себя программы "Главная тема" и "Выводы". И с точки зрения рейтингов, и с точки зрения наших вложений. Я не думаю, что нашей стране нужен федеральный православный канал, вещающий на метровой частоте. Но специализированный православный канал на "дециметре" мог бы выполнять важную просветительскую миссию. У нас очень много людей, исповедующих православие и при этом очень слабо представляющих себе, что это такое."
|