"Объём рынка авторских прав в России сегодня, по оценкам специалистов, достаточно велик - около двухсот миллионов долларов. В Басманный суд Москвы обратились наследники известного артиста и барда Юрия Визбора с иском к одному из посреднических обществ, занимающихся управлением правами авторов и иных правообладателей в сферах мультмедиа, цифровых сетей и визуальных искусств, требуя, как сказано в заявлении, запретить ему (обществу) выдавать разрешения (лицензии) на использование произведений Ю. Визбора. То ли в размерах гонораров не сошлись, то ли в стоимости услуг, однако суть не в этом. "Общество", созданное по инициативе видных российских творческих работников для защиты авторских прав при использовании их произведений, в частности в Интернете, никаких "лицензий" не выдает, следовательно, "запрещать" ничего не может. Если же правообладатель желает по тем или иным причинам прервать отношения с посредником, то для этого совсем не обязательно идти в суд, а достаточно написать соответствующее заявление. Тем не менее каким бы ни было решение суда, оно не снимет главной проблемы, стоящей за этим конкретным инцидентом, - состояние российской системы защиты интеллектуальной собственности и её соответствие мировым стандартам. Этот вопрос волнует не только наших творческих работников, но и такие могучие организации, как, например, Международная конференция обществ авторов и исполнителей (CISAC) или Международная федерация фонографической промышленности (IFPI), весьма недовольные нынешним состоянием российского Интернета. Объём рынка авторских прав в России сегодня, по оценкам специалистов, достаточно велик - около двухсот миллионов долларов, и он весьма привлекателен для иностранных инвесторов. Поле деятельности тут огромно. Хотя законы, защищающие права на музыкальные, в частности, произведения, у нас существуют, но на практике применяются редко. Между тем, по сообщению агентства ПРАЙМ-ТАСС, количество посещений меломанами сетей обмена файлами стремительно растет, в декабре минувшего года туда "заходили" в среднем по 5,5 миллиона человек одновременно. Растет и количество "скачиваний" музыки как с легальных специализированных сайтов, так и с "пиратских". На Западе с этим явлением борются беспощадно. В США, например, любителям бесплатного услаждения слуха отныне грозит тюремное заключение до трёх лет - там принят соответствующий закон. Кстати, всё чаще любители музыки на Западе, в том числе и в США, скачивают полюбившиеся мелодии с российских сайтов, которые предлагают достаточно высокое качество товара при необычайно низких ценах - в восемь-девять раз дешевле, чем в США. Естественно, западных конкурентов такая ситуация не устраивает. IFPI даже угрожает нашим музыкальным сайтам судебными исками, хотя реальность этих угроз и результативность такого рода процессов, даже если истец их выиграет, весьма сомнительны, поскольку выяснить, кто именно держит тот или иной сайт, довольно трудно, если вообще возможно, настолько эти лица закрыты для каких-либо контактов. Любопытно, что далеко не все музыканты и артисты на Западе считают "пиратов" злодеями, достойными примерной казни. Напротив, исследование, проведенное, скажем, Гражданской ассоциацией по защите прав артистов и музыкантов-исполнителей (ADAMI), показало, что пирринговые, то есть бесплатные, файлообменные сети не вредят, а, наоборот, способствуют увеличению продаж дисков, плееров, билетов на концерты, то есть служат своего рода дармовой рекламой. В то же время ясно, что право авторов на вознаграждение за то или иное использование их произведений должно быть обеспечено. Но как это реально сделать? Не угонишься же за каждым сайтом, вывесившим твою популярную песенку. А вот так называемым авторским обществам по коллективному управлению правами, которые выступают своего рода посредниками между организациями, использующими произведения, и их авторами или правообладателями, это под силу. Такого рода сотрудничество давно практикуется, например, в Великобритании, США, в ряде стран Восточной Европы. Их опытом решила не так давно воспользоваться Российская государственная библиотека, открывшая наконец долгожданный доступ читателей к электронным версиям различных изданий, в том числе редких и малотиражных, к диссертациям, например. Не обойтись без подобной практики наведения правового порядка и в Интернете, сеть которого в нашей стране стремительно развивается. "
|