"С": Заканчивается 2001 год - первый год нового тысячелетия. Каким он был для вас и вашей семьи?
- Особой радости у нас в этом году не было. Самым тяжелым ударом стала, конечно, смерть мамы Николая Ивановича. Она для всех нас была именно мамой. Поэтому весь год был посвящен памяти Марии Максимовны. В остальном в этом году все шло своим чередом.
«С»: Мария Максимовна объединяла всех родственников. Изменились ли отношения в семье с ее уходом?
- Она действительно была центром. Во многих вопросах последнее слово оставалось за ней. Бывало так: спорим по какому-то поводу, никак не найдем общего мнения, вдруг кто-то скажет: «Мама думает вот так...» И все с этим соглашаются. Всегда собирала семью на свой день рождения, день памяти отца, Пасху. Сможем ли мы сейчас так же быть вместе? Хотелось бы надеяться. Семья большая - у Николая Ивановича семь сестер и братьев. К сожалению, сейчас на общение с родными не всегда находится время.
«С»: Как сегодня у вас складываются отношения с сыновьями, уже взрослыми и самостоятельными?
- Я довольна своими детьми. Воспринимаю их как вполне сформировавшихся взрослых людей. Алексей и Александр самостоятельно выстраивают свою судьбу. Но я все стараюсь по-матерински их наставлять. Иногда прислушиваются, а иногда считают, что слишком вмешиваюсь в их жизнь. Родителям ведь всегда кажется, что их дети еще маленькие и за ними нужен глаз да глаз... Но в целом я довольна тем, какие они у нас с Николаем Ивановичем выросли, какие отношения нас связывают. Конечно, мнение отца для них по-прежнему много значит. Наверное, даже не столько в силу его влияния на детей, просто он говорит правильные и разумные вещи...
«С»: Вы 30 лет работаете в скромной саранской аптеке...
- Да, в этом отношении у меня мало что меняется. Конечно, можно было бы уйти, посвятить себя домашнему хозяйству, семье. Но жить в четырех стенах очень не просто. В нашей аптеке хороший коллектив, с которым приятно работать. К тому же постоянно приходится общаться с людьми, узнавать о событиях в городе, республике, как говорят, в реальной жизни. Я очень люблю свою работу. И менять в своей жизни ничего не хочу.
«С»: Если, например, Николай Иванович неожиданно лишится высокого общественного положения, повлияет ли это на внутренний климат вашей семьи?
- Уверена, что нет. Конечно, это было бы тяжелым испытанием для семьи, так как Николай Иванович будет переживать большой стресс. Но мы все только больше сплотились бы, чтобы его поддержать и как-то сгладить проблему. Опыт такой у нас уже есть, когда в 1991 году был закрыт реском партии и Николай Иванович почти полгода провел без работы. Было очень трудное в психологическом отношении время. Но мы же выстояли!
Укрепление положения мужа никак не влияет на отношения, которые сложились между нами еще со времен свадьбы. Только все реже видим отца дома. Нагрузки на работе у него страшные. Честно говоря, я не раз просила его сменить род деятельности, разгрузить себя... Судите сами, сколько сил и нервов он растрачивает ежедневно, такое бесследно не проходит. В 50 лет это уже не так легко, как, например, в 30... Кстати, у Николая Ивановича всегда был напряженный график работы. Видимо, те дела, которые он начал и ведет, отпустить его просто так не могут... И потом, уверена, что человек, который обладает таким уровнем компетентности, при любых обстоятельствах без дела не останется. Как бы ни складывалась его судьба, он обязательно найдет применение своим силам.
«С»: Вам приходилось общаться с женами других губернаторов. Каковы впечатления?
- Официально с Николаем Ивановичем я практически не выезжаю. Он не видит в этом необходимости. Но встречаться с женами, конечно, приходится. Общалась с супругами Лужкова, Строева, Кокова (президент Кабардино-Балкарии. - «С»). Хорошо как-то отдыхали с семьей руководителя Удмуртии Волкова. Его жена Нина Александровна очень милый человек. Пока мужчины занимались спортом, мы замечательно проводили с ней время, гуляли... Для меня нет никаких особых проблем в общении, потому что эти женщины очень просты и естественны. Никакого высокомерия, ничего наносного в их поведении я не увидела.
«С»: Вы сохранили связи со своей родиной? Помните ли язык, надеваете ли национальную одежду?
- Эрзянский язык знаю хорошо. Пишу на нем значительно хуже. Но с устной речью у меня никогда проблем не возникало: с родственниками или земляками общаюсь на родном языке. Знаю и мокшанский. С Марией Максимовной разговаривала преимущественно на нем. Когда дети были маленькие, чтобы не посвящать их в наши дела, мы с Николаем Ивановичем беседовали на мокшанском. Сейчас, конечно, такой нужды нет. Но ребята учились в русской школе, язык родной знают плохо...
Конечно, ездим на родину, посещаем могилы родителей. Мама моя ведь умерла очень рано, мне и 18 лет не было. Позже, в 1981 году, не стало и отца. В селе сейчас почти нет родных. Но все равно приятно бывать в тех местах... Национального костюма, к сожалению, нет. В селе как-то не было принято носить национальные наряды. Хотя, если бы представилась такая возможность, было бы интересно почувствовать себя в одежде своего народа.
«С»: Кто помогает Николаю Ивановичу так хорошо выглядеть?
- У него нет времени консультироваться со специалистами. Костюмы себе он чаще всего шьет на нашей Саранской швейной фабрике. Там, конечно, подбирают фасон, находят наиболее подходящие цвет и ткань. Он и сам обладает достаточным вкусом, также прислушивается к моему мнению. Иногда коллеги из администрации могут сказать, что, например, этот галстук ему не идет. Обязательно поменяет.
«С»: Каковы ваши жизненные пристрастия?
- Что касается интерьера дома, очень люблю букеты из сухоцветов. Сама выращиваю цветы на участке и потом формирую букеты. Они у меня стоят везде - и дома, и на работе. Радуют глаз в любое время года... Если говорить о стиле, то для мня очень важно, чтобы одежда была к лицу, к месту, соответствовала возрасту. Неприятно видеть людей, которые не чувствуют меры в своем внешнем виде. Женщина в годах, одетая по-молодежному, мне кажется вульгарной. Человек в любой ситуации должен чувствовать себя уютно. А когда на тебя бросают осуждающие взгляды, не совсем приятно.
«С»: Огородом по-прежнему занимаетесь?
- Конечно. У нас есть участок в районе аэропорта и немного земли в городе. Овощи сажаю, картошку. Очень люблю цветы. К земле, конечно, у нас, крестьянских детей, естественная тяга. У Николая Ивановича времени на огородничество нет. Занимаюсь участком в основном сама. Сыновья более прагматичные, мало помогают. Считают, если все это можно купить, зачем тратить столько труда. Но, думаю, с возрастом их тоже потянет. Мы ведь с Николаем по молодости тоже были равнодушны к огородничеству, а ближе к 40 годам вспомнили привязанности детства. Чтобы земля тебя восприняла, нужно для этого созреть.
«С»: Раскройте секрет, как вам удается всегда замечательно выглядеть?
- Никаких секретов нет. Наверное, что-то от природы заложено. Но главное, видимо, в моем характере. Никогда в жизни никому не желала зла. Никогда не жгла меня зависть, ненависть к кому-нибудь. И хотя первые годы с Николаем Ивановичем жили мы очень скромно, никому не завидовала. Мы всегда считали, что самое ценное в жизни - это удача в делах, любовь родных людей, здоровые, счастливые дети. А деньги, вещи - это не главное...
«С»: Расскажите о любимых кулинарных рецептах.
- Очень люблю рыбу. Не важно, какую и как приготовленную. Готовить я умею, в свое время научилась у матери. Мария Максимовна тоже многому научила. Торты очень хорошо получаются. Но больше всего нравится печь блины. Никаких особых секретов у меня нет, хотя давно заметила: если тесто замешу загодя и оно какое-то время постоит (ночь или даже несколько дней), то потом, подновив его, можно выпекать особенно вкусные блины.
А вообще, вся семья всегда любила печь пироги. Совсем недавно с одной из своячениц вспоминали, что в начале 70-х годов настоящим праздником было ходить в гости к родственникам. Мы тогда жили на Юго-Западе с Марией Максимовной. Собирались всем семейством, пекли пироги с разной начинкой, а потом засиживались до глубокой ночи - чаевничали. Здесь же и ребятишки маленькие играли. С такой теплотой вспоминается то время! Сейчас у каждого своя жизнь и пироги печем реже...
«С»: Какие новогодние подарки готовите своим мужчинам? Что к праздникам ждете от них?
- Пока только думаю о подарках. Это всегда большая проблема - подарить что-то мужчинам. А чего жду от них? Главный подарок они мне дарят много лет - свою любовь, внимание и заботу. Разве может счастливая женщина желать чего-то еще?
|