Сегодня Госдума должна утвердить Сергея Степашина на посту главы Счетной палаты. Оставаясь на этом посту, глава контрольно-ревизионного органа намерен значительно расширить полномочия палаты и заняться новоизобретенным аналитическим жанром -- «аудитом эффективности» всего бюджетного процесса.
По закону, вступившему в силу 3 декабря 2004 года, статус Счетной палаты фактически приравнивается к положению федерального министерства. Однако при этом теперь кандидатуру председателя контрольно-ревизионного ведомства утверждает Госдума по представлению президента. Кандидатуру главы палаты президент должен внести не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего председателя (полномочия Сергея Степашина истекают в апреле 2006 года). Зато в случае его досрочного освобождения от этой должности -- в двухнедельный срок с момента принятия отставки.
Две недели назад стало известно, что г-н Степашин сам написал заявление об уходе со своего поста, мотивировав это требованиями нового закона. Тогда у аналитиков возникли подозрения, что за решением Сергея Степашина стоит его конфликт с чиновниками по поводу итогов российской приватизации. Напомним, полтора года назад Сергей Степашин заявил, что Счетная палата взяла на себя труд оценить итоги российской приватизации госсобственности за десять лет. Причем упор делался на то, что «политического заказа» в палату не поступало, а двигало аудиторами исключительно желание систематизировать и оценить многолетний опыт. Тем не менее у многих возникло подозрение, что глава, по сути, технического контрольно-ревизионного органа таким образом пытается повысить собственный статус. Тем более что оценка процесса приватизации, особенно в нынешних условиях, вполне может стать идеологической базой для тотального пересмотра ее итогов.
Окончательный доклад Счетной палаты готов уже довольно давно. Но его публичное представление в парламенте в очередной раз перенесено -- теперь на март. По имеющейся пока открытой информации, оснований для развернутого пересмотра итогов приватизации в докладе Счетной палаты нет. Но использовать его как инструмент давления на конкретные компании вполне можно.
Временный добровольный уход Сергея Степашина заставил многих предположить, что бывший премьер-министр устал от попыток присвоить Счетной палате часть функций Генпрокуратуры, налоговой инспекции и ОБЭПа и теперь попытается вернуться в большую политику. Напомним, что в числе своих достижений глава Счетной палаты и ее аудиторы часто называют число заведенных по их «наводке» уголовных дел. И доклад о приватизации, какими бы ни оказались его содержание и эффект, писался именно с целью оказать влияние на основные экономические, политические, а может быть, и уголовные процессы в стране.
Но после встречи с г-ном Степашиным в рамках празднования 10-летия Счетной палаты в конце минувшей недели Владимир Путин внес в Госдуму его кандидатуру для утверждения на пост председателя. То есть повысить свой политический статус главе СП пока удалось только вхождением в список чиновников, назначаемых президентом. По прогнозам спикера Госдумы Бориса Грызлова, нижняя палата парламента к рассмотрению на пленарном заседании 4 февраля кандидатуры Сергея Степашина подойдет "позитивно".
Теперь Счетная палата кроме проверок отдельных компаний и регионов займется еще и сугубо аналитической деятельностью -- аудитом эффективности. Сергей Степашин на встрече с президентом заявил: «Мы принципиально меняем нашу работу, уходим от мелкотемья. Будем проверять, насколько эффективны вложения бюджетных средств в те или иные проекты с точки зрения не просто целевого или нецелевого расходования, а с точки зрения -- нужно или не нужно было эти деньги вкладывать».
С 2005 года каждое контрольное мероприятие будет включать в себя «экспертизу результативности расходования средств федерального бюджета». По словам представителей Счетной палаты, планируемые мероприятия будут «выходить за рамки традиционных проверок законности». Аудит эффективности, по мнению Счетной палаты, должен показать социально-экономические результаты вложений -- например, как от потраченных денег улучшилось здоровье населения или насколько снизился уровень преступности. Под руководством аудитора Валерия Горегляда в данный момент уже начат подобный эксперимент в Воронежской и Ленинградской областях. Здесь после обычной проверки расходования пришедших из федерального бюджета денег на бесплатную медицинскую помощь Счетная палата с помощью местных контрольно-ревизионных органов будет выяснять, кто из больных поправился, не изменились ли в регионе показатели смертности и рождаемости. Следующий предмет проверок нового типа -- аудит эффективности интеграции науки и образования.
По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, аудит эффективности расходования бюджетных средств лежит за пределами полномочий Счетной палаты. «Если мы говорим о целевом характере -- потратили в соответствии с запланированными целями или нет, -- это вполне резонно. Если речь идет об эффективности или о других материях, которые сопоставить с определенными юридическими нормами, это не полномочия палаты, -- рассказал он «Времени новостей». -- Эффективность -- дело рынка. Если не работает рынок, если с помощью конкуренции не отсеиваются неэффективные предприятия, то никакая Счетная палата не поможет. Всякая попытка вмешательства в нашей стране с нашим менталитетом грозит обернуться подрывом делового климата и очередными наездами на бизнес».
Тем не менее предложения по глобальной переориентации ревизоров, по некоторым сведениям, в форме аналитической записки находятся на рассмотрении Совета Думы. Если план удастся, Счетная палата расширит свои полномочия, а ее глава, по мнению аналитиков, будет обладать в этом случае некоторыми функциями министра финансов. По мнению аудиторов, федеральному закону «О Счетной палате» подобные изменения не противоречат.
|