Кризис, связанный с реализацией закона о монетизации льгот, подарил массу слухов о грядущих отставках членов правительства и версий о том, кто заменит министров-неудачников в их креслах. Напомним, что одиозный закон был внесён в Думу правительством, проведён через неё проправительственной фракцией «Единая Россия», госструктуры руководили и кампанией в СМИ, призванной убедить граждан, что монетизация по ним не ударит. Однако, как только закон вступил в силу, страна оказалась на пороге массовых бунтов пенсионеров. Сейчас очевидно, что кто-то должен быть назван виновником происходящего: общественность с придыханием ждала публичной порки кабинета министров. Но её не случилось... На самом деле это может означать только одно: козла отпущения приберегают для более важного случая, причём весьма и весьма скорого, по сравнению с которым монетизация льгот покажется просто досадной мелочью.
В прошлый понедельник, когда Михаил Фрадков вместе с министрами поехал в Кремль, его окружение твердило: «Всё, сегодня шефа снимут». Уверенность, что премьерские дни Фрадкова сочтены, была такова, что аппарат правительства не стал даже готовить среднесрочный и долгосрочный график работы премьера, куда, например, входят его рабочие и официальные поездки. То, что пресловутая монетизация рано или поздно обернётся большим скандалом, было ясно ещё в средине прошлого года: уже тогда Дума оказалась в осаде пенсионеров. Ну а апофеозом провала реформы стало недавнее социальное совещание в правительстве, которое прошло в закрытом режиме. Министры зашли в тупик, обсуждая вопрос о том, где взять деньги на срочное увеличение выплат по проездным билетам на транспорт и сколько вообще платить. В общем, приехали...
Хотя и говорится, что реформа льгот — правительственная инициатива, у законопроекта есть конкретные авторы и лоббисты. По нашим данным, на необходимости скорейшего принятия закона настаивал не только злосчастный министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов, но и старожилы правительства — Греф с Кудриным, убедившие Кремль, что освобождение от социальных обязанностей на несколько десятков миллиардов рублей позволит досрочно погасить долги Парижскому клубу. По их замыслу этот платёж заметно смягчил бы отношение Евросоюза к внутренним делам России. Однако внутренние последствия оказались куда печальнее.
Осторожный премьер Фрадков в своё время пошёл на хитрость, сделав открытыми часть совещаний, где обсуждалась монетизация льгот. Михаил Ефимович тем самым попытался показать, что к выбранному курсу он лично имеет весьма опосредованное отношение. Однако монетизация льгот оказалась отнюдь не единственным провалом кабинета министров. В конце 2004 года сам премьер честно признался, что главным его достижением стал не прорыв в экономике, а то, что он удержал правительство от развала вследствие административной реформы. Любопытно добавить, что и эта реформа тоже не являлась детищем Михаила Ефимовича: её автором был нынешний полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Долгое время он даже рассматривался как возможный премьер, но, по всей видимости, решил провести непопулярные преобразования чужими руками.
В результате административного реформирования премьеру и министрам повысили зарплату до $2—3 тысяч, объединили ряд несовместимых министерств (например, культуру и СМИ, промышленность с энергетикой, здравоохранение с социальным развитием) — в общем, устроили такой бардак в сфере управления, который не ликвидирован и до сих пор. Однако Дмитрий Козак, собственно, и придумавший это всё, формально сейчас ни за что не ответствен.
Сам Михаил Фрадков скорее всего всегда понимал, ради каких целей на премьерский пост назначили безвестного, непопулярного, нехаризматичного чиновника, не имеющего к тому же своей команды и стратегии работы правительства. И вроде бы уже пришла пора ответить за чужие грехи и собственное неумение сказать «нет». Однако президент Путин лишь мягко пожурил правительство и Госдуму, все головы остались на плечах и теперь будут думать, как им выживать дальше. При этом, похоже, владельцы голов ожидали этого меньше всего.
По нашим данным, в Кремле принято чёткое решение — Фрадкова и его кабинет решено не трогать до тех пор, пока он не проведёт все реформы. После этого Михаила Ефимовича обязательно заставят отвечать, причём не только за монетизацию, но и за предстоящую реформу «Газпрома», а также за самую жуткую для всех россиян реформу жилищно-коммунального хозяйства. Ну а после «разборки» с проштрафившимся премьером, которая, по информации из кулуаров, может не ограничиться одной лишь отставкой, его кресло займёт тот, кто не будет запачкан результатами реформ и станет преемником Самого.
Впрочем, сохранение Фрадкова в качестве искупительной жертвы вовсе не означает, что в ближайшее время кого-то из министров не отдадут на растерзание. По данным из администрации президента, точечное отсечение голов решено приурочить ко второй волне народного недовольства, которая ожидается в середине февраля. Ведь к этому времени пенсионеры точно узнают размер своих льготных выплат, вдобавок активизируются студенты и военные. Ожидается, что в жертву им будет принесён Михаил Зурабов — этим дело и ограничится. Такая мера успокоит часть населения, которое к марту получит прибавку к пенсии в размере 240 рублей. Ну а «штрафбат Фрадкова», скрепя сердце, приступит к самой тяжёлой реформе — ЖКХ. Чтобы было, за что потом отвечать.
КОММЕНТАРИЙ Михаил ДЕЛЯГИН, председатель президиума Института проблем глобализации:
— Фрадков действительно является фигурой компромиссной, однако сомневаюсь, что он дотянет до начала реформы ЖКХ. Она будет слишком уж разрушительной, чтобы отделаться одним лишь Фрадковым. Ведь сейчас население платит за услуги ЖКХ 57%, ещё 33% оплачивают бюджеты разных уровней и предприятия, остальные 10% не оплачивает никто. После реформы жильцы будут платить 100%, так что тарифы вырастут минимум в 2 раза. Но Фрадкова к этому времени уже не будет — его утопит монетизация.
Нынешняя волна протеста была довольно слабой, потому что многие пенсионеры терпеливо ждали конца января, чтобы посмотреть, что принесёт им закон. Если власти не погасят силой вторую волну, то она пройдёт в середине февраля: тогда-то и заменят виноватого Зурабова и невиновного Фрадкова. По моей информации, премьерское кресло может занять Александр Жуков. Что же касается слухов о возможном назначении Дмитрия Козака, то это маловероятно. Ведь Козак ещё хуже, чем Фрадков: именно он завалил судебную и административную реформы, да и пресловутая монетизация льгот является неотъемлемой частью его программы по разграничению полномочий. Вообще, назначение Козака полпредом в ЮФО по сути своей является почётной ссылкой.
|